15 апреля в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи откроется выставка графики народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Джанны Тутунджан «По правде, по совести». Экспозиция приурочена к 85-летию со дня рождения мастера. Начало в 17.00.

Активно работая и в живописи, и в графике, Тутунджан свое обучение и формирование получила на графическом факультете по отделению плаката, и это сыграло значительную роль в определении ее творческого пути. Феномен творчества Джанны Тутунджан заключается в том, что она, армянка по крови, москвичка по рождению, свою вторую родину обрела на Русском Севере, на Вологодчине. О своих задачах в творчестве она писала в 1981 году: «В жизни мне всегда был интересен человек. И в искусстве мне всегда ближе то, что дает пищу не только глазу…Мое детство и большая часть жизни прошли на фоне московского асфальта. Но всегда прикосновение к живой земле доставляло истинное наслаждение. Особенно общение с людьми, которые живут на ней. Именно близость природы, ее чистых вод, светлых небес, лесов, лугов, полей и, кажется, врожденная необходимость трудиться делали человека человеком, существом мудрой и ясной души. <…> Я говорю о главных качествах человеческого достоинства, берущих, как мне кажется, начало именно от земли».

Умение в скромном труженике увидеть героическое начало и запечатлеть его на листе сильными, правдивыми линиями, превратив в образ-символ, с первых же выставок привлекло к молодому художнику внимание как простых зрителей, так и специалистов. Первую известность ей принесли большие станковые рисунки портретного и жанрового характера, сразу выделив среди других художников Северо-Запада страны. В графике не просто лежали истоки сюжетов будущих картин («Незабудки» 1967, «Надежа» 1975, «Последний конь» 1977, «Братыня» 1995), но ею во многом определялся пластический строй живописных полотен. Да и сама Джанна Таджатовна говорила: «Графика – мои корни». На протяжении всего творческого пути этот вид искусства сопровождал художника, меняясь в стилистике, он набирал в психологической глубине, исповедальности.

Первые законченные листы художника 1960-1962 годов выполнены в технике кистевого рисунка тушью с активной светотеневой моделировкой формы, придающей им монументальные свойства. С 1964 года, времени обоснования семьи Н. Баскакова и Д. Тутунджан в деревне Сергиевской Тарногского района, началась ее постоянная, не прекращавшаяся до конца жизни работа над образами крестьян. Этим она была близка классикам отечественной прозы В.Белову, В.Астафьеву, В. Распутину, в живописи выдающимся мастерам В. Попкову, А. и С. Ткачевым, В. Иванову. В начальный период шел поиск материала, в основном художница работала тушью, но то дополняла ее фломастером, то акварелью и цветными карандашами. Во второй половине 1960-х годов она перешла на работу фломастером, который и стал ее любимым графическим материалом. Постепенно сформировался тип ее рисунка одной широкой линией, силуэтом выделявших фигуру на листе («День Победы» 1966, «Русская» 1967, «Восьмое марта» 1967, «Конюх» 1967). Невозможно забыть знаменитый профиль скорбящей старухи в рисунке «День Победы», возможно, один из лучших памятников Великой Отечественной войне. Тогда же появились композиции, где образ строился на контрасте больших темных и светлых тональных масс («Сама себя хозяйка» 1965, «Про хлеб, про соль» 1966, «Сын сына» 1968, «Старый конь» 1969).

С 1971 года и до конца своих дней Джанна Тутунджан работала над беспрецедентной большой и многоаспектной графической серией «Разговоры по правде, по совести». Вот как объясняла Тутунджан причину появления этой серии: «Рисуя людей в далеких деревнях, я буквально страдала от того, что кроме меня никто не слышит, как они говорят! Потом я стала писать рядом с рисунком то, что слышала от них. Мне могут возразить: мол, это имеет отношение к другому жанру… Но древним изографам тоже мало было показывать одни лики святых, они исписывали целые столбцы, желая, чтобы люди услышали их речи. Вот и я хочу, чтобы зритель, верующий в Человека, глядя на людей, которые по моим понятиям представляют собой основу народного духа, слышал бы еще и то, что эти люди думают о нашей жизни».

С 1980-х годов эти рисунки стали основными графическими произведениями художника.

Графическое наследие Джанны Тутунджан (1931-2011), охватывающее более чем полувековой срок, редкой правдивостью, органичностью и чистотой звучания, вниманием и любовью к человеку, высокой степенью художественной выразительности вошло ярко и незабываемо в сокровищницу отечественного изобразительного искусства России.

Выставка работает по 22 мая по адресу: Кремлевская пл., 3.

Теги: Джанна Тутунджан, ВОКГ, графика
Вологодская областная картинная галерея

Новости по теме