12+

Статуарные портреты вологодских писателей представил Алексей Кириловский в музее «Литература. Искусство. Век ХХ»

Фотовыставка «В гостях у автора» Алексея Кириловского открылась 27 апреля в музее «Литература. Искусство. Век XX». На открытии присутствовали литераторы, критики и сами писатели, изображенные на портретах, украшающих пространство экспозиции. В дружеской обстановке без лишнего пафоса и микрофонов каждый из выступающих высказался по поводу выставки и творчества фотографа в целом. Посетители, пришедшие «в гости к автору», не стеснялись задавать Алексею вопросы. Фотограф рассказал о своем проекте:

«Это визуальное исследование, которое я начал давно и долгое время подыскивал форму. Изначально планировал выразить свою задумку в серии репортажей с яркими и полными описаниями каждого персонажа. Постепенно я пришел к жанру портрета, причем желательно, чтобы изображаемая творческая личность находилась в привычной ей обстановке, среде. В большинстве случаев – это их квартиры. Когда стало известно, что результат моей работы будет выставляться в литературном музее, я понял, что назвать выставку нужно “В гостях у автора”».

В экспозиции представлены портреты членов Вологодского отделения Союза российских писателей. Работы выполнены естественно и реалистично.

«На фотографиях мы часто видим женщин «отфотошопленными», без морщин, мужчин тоже излишне облагороженными. А здесь все естественно, каждая морщинка на своем месте: это ведь наш жизненный опыт », – отметила председатель Вологодского отделения СРП Елена Волкова.

Автор выставки добавил, что существует так называемая «магия фотоаппарата», когда человек старается казаться лучше перед объективом. Это бывает сложно преодолеть, поэтому он долго работал с «моделями» над естественностью их образов.

«Гендерный дисбаланс выставки говорит о том, что у Алексея Кириловского как фотографа существует культ женщины. Писательские портреты, кстати, вышли прямо-таки статуарными. Сначала я подумала, что Кириловский стал придворным художником, но потом отогнала эту мысль и решила, что представленные портреты напоминают мне Рембрандта. У него существует прием «выхватывания светом» главного из темноты, и Кириловский идет тем же путем: светом выхватывает самое главное – лица», – считает писательница Галина Щекина.

В своей работе фотограф старался имитировать естественное комнатное освещение, когда люстра в центре дает довольно жесткий свет на объект съемки. Экспериментировал со светотенью, чтобы добиться эффекта присутствия живого человека.

В наше время фототехника развивается молниеносно и практически все фотостудии пользуются «прелестями» прогресса: ретушь, спецэффекты, фильтры. Галина Щекина спросила Алексея, пользовался ли он этими средствами в своей работе, на что фотограф ответил: «Мой проект – документальный, а я не занимаюсь подделкой документов».

В завершение мероприятия заведующая музеем «Литература. Искусство. Век XX» Нина Смелкова вспомнила произведение «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайлда и предложила через 10 лет проверить, чей из портретов, представленных в экспозиции, будет стареть вместо человека. Также прозвучало предложение в следующий раз сделать подобный проект с музейными работниками – народом не менее колоритным, чем писатели. 

Денис Недопекин