12+

«Гимн Северной Магнитке» звучит в мастерской Александра Пантелеева

Более 40 произведений живописи и графики показано на выставке индустриального пейзажа «Гимн Северной Магнитке», открывшейся в Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева. Экспозиция знакомит с работами мастеров старшего поколения и современных художников Череповца и Вологды, побывавших в 2015 году на Череповецком металлургическом комбинате в рамках межрегионального пленэра.

Традиции индустриального пейзажа в искусстве Вологодчины начали складываться в конце 1950-х и были связаны со строительством крупнейшего Череповецкого завода, где 24 августа 1955 года на доменной печи №1 был получен первый чугун.

К теме индустриального пейзажа в разное время обращались художники-графики Владимир Ветрогонский, Анатолий Наговицын, Юрий Карцев. С большим интересом относился к индустриальному пейзажу академик Владимир Корбаков. Металлургический завод стал основной темой творчества Николая Гришачева. Они входили в специально созданную индустриальную группу художников-живописцев, наблюдали за строительством новых технических объектов, делали натурные зарисовки трудовых процессов, портреты строителей и металлургов. В Череповце к индустриальной теме обращались скульпторы Алексей Щепёлкин, Михаил Каменский, Геннадий Контарев, Текуса Контарева, Александр Шебунин. В 70-х годах «индустриальная струя» вологодского искусства получила сильное подкрепление в лице признанного мастера промышленного пейзажа Александра Пантелеева.

Сегодня интерес к производственной тематике вновь актуален. В мае 2015 года, в канун 60-летия компании «Северсталь», по инициативе заслуженного художника РФ Александра Шебунина на Череповецком металлургическом комбинате состоялся межрегиональный индустриальный пленэр. Он принял ведущих художников России из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Петрозаводска, Кирова, Пскова; участниками его также стали восемь авторов из Вологодской области.

«До 2015 года мы даже не помышляли о подобном пленэре, но юбилей «Северстали» дал повод высказать руководству предприятия эту идею. И нам легко пошли навстречу. Сначала для нас была организована ознакомительная поездка по всему заводу. Мы не то чтобы растерялись – мы опешили, увидев жизнь, о которой не подозревали. Это масштабное зрелище, и каждый стал думать, как ему расположиться, на чем сделать акцент, о чем рассказать в первую очередь», – поделился впечатлениями председатель Череповецкого регионального отделения Союза художников России Виталий Смирнов.

Валерий Попов, автор одного из наиболее экспрессивных полотен – триптиха «Плавка металла» – отметил, что попасть на металлургический комбинат для него было «за гранью мечтаний». «Первое, что я спросил, когда меня пригласили, увидим ли мы плавку? Я думал, что нас так и оставят где-то в районе ограждений, с которыми и ассоциируется комбинат для обычного человека. Но нам показали весь процесс производства. Конечно, 10 дней для подобного пленэра недостаточно».

Работа над темой индустриального пейзажа во многом позволила художникам по-новому подойти к проблемам композиции и пластического решения. Одних заинтересовало богатство форм и линий в сложнейших конструкциях (Р. В. Зубков «Конвертерное производство»), других – отображение самих производственных процессов на территории комбината и внутри цехов (О. В. Карпачёва «В локомотивном депо Северстали»; «В листопрокатном цехе»). В рабочей обстановке, среди различных агрегатов и транспортных средств, в бесконечном ритме сочетания всевозможных сложно сплетенных труб, авторы искали свои приемы в выражении заводского колорита (М. М. Калинич «Серый день»), возможности передачи игры света и тени в завораживающей магии раскаленного металла (А. М. Шебунин «Рождение проката»; А. В. Иоганн «В разливочном цеху»).

Выставка «Гимн Северной Магнитке» работает до конца августа.

Юлия Шутова