12+

Сильнодействующая трагедия со стрельбой, или Новая премьера на сцене Камерного драматического театра

У вологодского театра и владимирского актера Евгения Думнова большой опыт совместного творчества, и постановка по рассказу Вячеслава Шишкова – новая его страница. Лауреат российских и международных фестивалей, Евгений Думнов занят в спектаклях КДТ «Отче наш» и «Шекспир – RUSSKIY»; режиссером Яковом Рубиным на сцене театра поставлены несколько его моноспектаклей: «Сказка и быль» (2012), «Путешествие воробья» (2013), «Опять об Пушкина» (2014). В качестве материала для нового спектакля актер выбрал юмористический рассказ Вячеслава Шишкова «Спектакль в селе Огрызове». Тема жизни в Сибири на рубеже веков, темы крестьянского быта и послереволюционной действительности, раскрытые писателем в романах «Угрюм-река» и «Ватага», в юмористическом повествовании получают новое развитие.

Село Огрызово и его обитатели, как живые, предстают перед зрителями, воплощенные одним человеком. Артист не только играет всех персонажей и рассказчика – он по ходу действия сам создает сценическую среду, на глазах у зрителей вынося на сцену все декорации, с виду немудреные, но «говорящие» и предельно функциональные. Причем создается впечатление, что множество ярко харáктерных персонажей, для каждого из которых найдена своя интонация, свой тембр голоса и свойственная ему одному манера движения, присутствуют на сцене одновременно. Это мгновенное перевоплощение – без него нет монодрамы, однако здесь актер играет не только отдельных людей, но и «массовку» – тоже очень яркую и харáктерную, создавая своего рода коллективный портрет жителей глухого захолустья. Они как будто и не слышали о революции и гражданской войне – как они отреагирует на попытку «культурного просвещения»? Театр в деревне, никогда театра не видавшей, спектакль по «самодельной» пьесе, наспех сочиненной главным энтузиастом в соавторстве с двумя местными грамотеями и бутылкой самогона, – если бы это был просто фарс, это было бы неинтересно. Но действие по-настоящему захватывает – почему?

Спектакль смешной – смешной до такой степени, что весь зал то и дело хохочет. Смешно всё – и то, с каким воодушевлением сельчане втянулись в постановку спектакля, и то, как драматично режиссер и актеры переживают неожиданные казусы, происходящие на каждом шагу, и реакция зрителей, уснувших было (спектакль затянулся до утра), но в нужный момент оказавшихся готовыми сострадать «героине». Смешно и осмысление «результата» этой культурной акции – похищение благодарными зрителями семи казенных стульев и бегство красотки Тани с вызванным в село для солидности представителем уездного культагитпросвета. Но единственный ли это итог? Если попробовать рискнуть и ответить на пресловутый вопрос о том, «что хотел сказать автор» (точнее, авторы – и рассказа, и спектакля), то, наверное, причина огрызовской театральной авантюры – как бы это громко ни звучало – неистребимая тяга человека к творчеству, готовность откликнуться на него и воспринять «творческий продукт», пусть и в меру своего понимания. Поэтому, наверное, смешной спектакль в итоге не выглядит ни просто смешным, ни простым.

Светлана Гришина