12+

Лекцию о мифологии пространства русской избы прочитал этнограф Дмитрий Баранов

Фестиваль народных промыслов «Голос ремесел», проходящий в Вологде, замечателен тем, что представляет собой не просто обширнейшую и богатейшую ярмарку изделий народных промыслов со всех концов нашей необъятной Родины, не просто огромное количество увеселительных мероприятий, шоу, мастер-классов, игр и концертов на радость «уважаемой публике», но и целый ряд серьезных и важных мероприятий по сохранению, развитию и популяризации не только собственно народных промыслов, но и всего, что связано с традиционной народной культурой в различных ее проявлениях. Одной из не самых видных (то есть не находящихся на всеобщем обозрении), но одной из самых интересных и познавательных для тех, кто привык питаться «не хлебом единым», стала лекционная часть фестиваля «Голос ремесел». На протяжении всех четырех дней проекта в центре культуры «Красный угол» пройдут выступления ведущих этнографов, культурологов, художников, реставраторов, искусствоведов, специалистов в области традиционной народной культуры. Имена в лекционной афише поражают обилием ученых степеней и званий, а темы лекций – разнообразием сфер интересов, углов зрения и аспектов, выбранных для рассмотрения.  

Одним из самых ожидаемых лекторов фестиваля стал уже знакомый по прошлогоднему приезду на «Голос ремесел» этнограф, заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея Дмитрий Баранов. В центре культуры «Красный угол» он прочитал лекцию «Мифология домашнего пространства», посвященную семиотике внутреннего пространства русской избы. Баранов, приводя множество примеров, увлеченно рассказывал о наполненности внутренним смыслом частей русского жилища, изоморфизме (уподоблению по структуре) жилища и человеческого тела, представлении о доме как о микрокосме.

Вот лишь некоторые моменты, которые обратили на себя внимание в увлекательной лекции знаменитого этнографа. «В этнологии, антропологии, искусствоведении говорят о неоднородности пространства: есть хорошее место, есть плохое, счастливое/несчастливое, мужское/женское, живое/мертвое... Эта народная символическая классификация во многом определяет и стратегию поведения человека. С точки зрения прагматики, здравого смысла современного городского человека, деревенский человек ведет себя иногда странно: у него множество запретов, суеверий (пример: нельзя идти в лес, когда хлеб в печи). Однако жизнь гораздо богаче, чем наш здравый смысл, который в свою очередь опирается на наш жизненный опыт. Еще Юнг говорил о здравом смысле как о тюрьме, неких шорах, которые мешают гораздо шире взглянуть на окружающий мир. Поэтому прагматика (не в современном понимании этого слова) во всем, что связано с представлениями о народном жилище, безусловно, есть. То, что мы воспринимаем порой как суеверия и пережитки имеет внутреннюю мотивировку и объяснение, порой имплицитное, порой неоднозначное».

Многие народные приметы построены на изоморфизме: выпал кирпич из печи (печь – женское пространство)  – заболеет или умрет хозяйка; треснула столешница – заболеет или умрет хозяин. Дом в целом выступает в качестве культурного эквивалента хозяина дома –  поэтому любая деструкция, разрушение даже части дома неизбежно влечет деструкцию – болезнь или смерть –хозяина.

Изоморфизм проявляется и в «телесном» именовании частей окружающих нас предметов и явлений: горлышко бутылки, носик чайника, ножки стола, подошва горы... С помощью этого происходит объяснение мира, классификация его явлений, интерпретация – и делание окружающей среды для себя более комфортной.  

Дом считался самым защищенным, самым безопасным местом для человека. Если говорить о своеобразной народной мифологической топографии –  чем дальше от избы, тем сильнее возрастала опасность пространства: дом – огород – улица – околица – поле – лес... Зачастую агрессивность мифологических существ, «населяющих» эти пространства, также увеличивалась по мере отдаления места их обитания от дома. 

Само пространство избы тоже было неоднородным: безопасное место – красный угол – противопоставлялся опасному – печи (это проявлялось и в их  обязательном «разведении» в разные стороны избы). Если иметь в виду так называемое «народное православие» – тесное переплетение дохристианской и православной традиции – то  печь связана с дохристианским началом, а красный угол – с христианским.

Дмитрий Баранов приводил примеры ритуалов и обрядов, объясняя их внутренний смысл; рассказывал о неязыковом поведении, связанном с разными частями жилища (пример: вошедший и вставший строго под матицей человек – сват), о  положительной и отрицательной семантике этих частей; о плотнике, возводящем дом, как о демиурге, от которого во многом зависело  благополучие будущего жилища; о самопроизвольном возрождении утраченных, архаических традиций в кризисные времена...  Часовая лекция кандидата исторических наук слушалась на одном дыхании благодаря мастерству рассказчика и концентрированности и увлекательности той информации, которую он буквально  «вылил» на голову присутствующих.

В предстоящие выходные всех желающих ждут еще два выступления Дмитрия Баранова: 25 июня  в 14.00 начнется его лекция «Колыбель – первый дом человека», а 26 июня в 11.00 – встреча под названием «Народная эмбриология», где этнограф на основе языкового, фольклорного, этнографического материала расскажет о народных представлениях о том, откуда человек приходит в этот мир.

Лекции проходят в ЦК «Красный угол» по адресу: ул. Козленская, 2. Цена входного билета – 50 рублей.

Лекционная программа фестиваля «Голос ремесел»

Елена Легчанова