12+

Борис Гранатов: «В нашем спектакле современные люди читают, рассказывают, разыгрывают пушкинскую историю от своего имени»

Меньше месяца осталось до начала XIII Международного театрального фестиваля «Голоса истории». В вологодских театрах полным ходом идут репетиции фестивальных спектаклей, и мы беседуем о предстоящей премьере с художественным руководителем Театра для детей и молодежи Борисом Гранатовым.

Борис Александрович, почему именно «Дубровский»?

Поставить «Дубровского» мне хотелось давно… Несколько лет назад я уже думал о том, каким мог бы быть спектакль, поставленный по этому роману. И вот в мои руки попала пьеса, написанная режиссером Геннадием Тростянецким, профессором Санкт-Петербургской академии театрального искусства, моим давним знакомым. Эта инсценировка родилась из импровизаций его студентов по мотивам пушкинской прозы и впервые была сыграна на сцене Санкт-Петербургского Пушкинского театрального центра.

Любой классический текст дает простор для самых разных интерпретаций. Что стало главным в вашем прочтении романа?

Главное – любовь Дубровского и Маши. Жизнь человека наполняют чувства, и это именно то, чем занимается искусство, иначе зачем оно? В свое время при постановке «Отцов и детей» меня как раз заинтересовало то, что главной темой пьесы была любовь и гибель героя, а не споры о нигилизме и политические интриги тургеневского времени.

Здесь же мы видим человека, которого смертельно обидели, лишили всего – дома, карьеры, близких... Дубровский одержим идеей мести своему врагу, но, попадая в его дом, влюбляется в Машу Троекурову – и ожесточение уходит из его сердца. Как известно, роман не был завершен, даже название ему дано издателем. Поэтому, думаю, здесь есть простор для фантазии, и финал пьесы другой, нежели финал романа у Пушкина. Но какой – об этом говорить пока рано.

Кто играет главных героев?

Дубровский – Виктор Харжавин, Маша – Алёна Данченко, Троекуров – Эдуард Аблавацкий. Отца Дубровского репетируют Александр Лобанцев и Игорь Рудинский, мать – Лариса Кочнева и Яна Лихотина. На фестивале спектакль будет сыгран дважды, поэтому оба актерских состава выйдут на сцену у Пятницкой башни Вологодского кремля.

Как вы определяете жанр спектакля? В афише указано, что это «разбойничий роман»…

Конечно, это ирония. Пушкин творил в эпоху романтизма в искусстве, и в «Дубровском» много романтических мотивов: и злодейство, и исключительная сильная личность, и месть, и любовь, и злой рок… Все они так или иначе звучат в спектакле, но не это главное. Несмотря на то, что каноны романтизма внешне соблюдены, пушкинский текст гораздо глубже. И наш спектакль ни в коей мере не иллюстрация романа – это своеобразная «театрально-музыкальная и актерско-режиссерская» импровизация на пушкинскую тему. Многие наши спектакли построены на пластике, на вокале, и в «Дубровском» мы пошли по этому же пути. В спектакле много музыки и современной хореографии, что, уверен, не будет мешать восприятию известного со школьных лет пушкинского текста и сопереживать героям. Учитывая, что в то время французский язык и французская культура были для русских дворян практически «своими», то и в спектакле много французских музыкальных тем. Звучат и народные мелодии.

Очень интересна лаконичная сценография художника-постановщика Виктора Пушкина. На почти пустом театральном помосте проживается история о горечи утраченных надежд, о гибели любви из-за несправедливости, бессмысленной вражды и воинствующего невежества. Костюмы, над которыми работает художник Ольга Резниченко, достаточно условны: мужчины, например, все одеты в одинаковые сюртуки, напоминающие форму царскосельских лицеистов. Но мы не ставим перед собой задачу воссоздать эпоху начала XIX века – в спектакле современные люди читают, рассказывают, разыгрывают пушкинскую историю от своего имени.

Премьеру спектакля Вологодского театра для детей и молодежи «Дубровский» в постановке народного артиста России Бориса Гранатова можно будет увидеть 26 июня и 3 июля на сцене у Пятницкой башни Вологодского кремля. Начало спектаклей в 23.00.

Светлана Гришина