К фестивалю «Голоса истории» Вологодский драматический театр всегда готовится особо. Экспериментируя с материалом, формой, местом действия – благо рамки и концепция open-air фестиваля это позволяют – режиссер и труппа создают каждый раз особый художественный мир, творческое высказывание, полностью адекватное формату, тематике, стилистике фестиваля и каждый раз открывающее новые грани возможностей театра: «Сон в летнюю ночь», «Дневник Анны», «Карамазовы и ад», «Эшелон», «Ричард II»...

Для XIII театрального фестиваля «Голоса истории» Вологодский драмтеатр выбрал непростой для постановки материал. «Святая обитель» в постановке Зураба Нанобашвили – спектакль долгожданный и неожиданный одновременно. Те, кто шел в Консисторский дворик Кремля, ожидая увидеть некое абстрактное действо с обилием цитат из Священного Писания и долгими духовными беседами, обманулись в своих ожиданиях: в спектакле, созданном труппой театра специально к «Голосам истории»,  присутствовала вполне определенная сюжетная линия, цепь эпизодов, связанных образом инока, основывающего вполне «осязаемую» (если брать внешнюю сторону) святую обитель. И несмотря на конкретность действия вся атмосфера спектакля ни на секунду не давала забыть, что перед нами – метафора пути духовных и жизненных исканий, к которой каждый волен относиться по-своему.

Если бы в основе сюжета лежала житийная или историческая биография конкретного святого, можно было бы говорить об эпизодах-клеймах. Но тот факт, что инок в исполнении актера Дмитрия Бычкова – образ, имеющий несколько реальных прототипов (наиболее явственными, кажется, были аллюзии на житие Дмитрия Прилуцкого) – не был отождествлен ни с кем конкретно, во-первых, давал зрителю свободу в восприятии образа без «привязки» к определенным реалиям, во-вторых, оставлял интригу развития сюжета, бередя воображение воспринимающих.

Режиссер Нанобашвили, по традиции экспериментируя с материалом, формой, местом действия, на XIII «Голосах истории» отчасти возрождает полузабытый средневековый жанр мистерии, органично вплетая в бытовой сюжет сюжеты библейские, причем притчи часто как бы продолжают или, наоборот, предваряют эпизоды земной жизни инока (стычка с кочевниками, встреча с будущим учеником, эпизод искушения женщиной-язычницей и т.д.) Так, язычница, соблазняющая монаха, оборачивается блудницей из известного евангельского сюжета («...кто из вас без греха, первый брось в неё камень»). Безусловно, создатели спектакля рисковали, касаясь такой интимно-личностной сферы, как вера, и посягая на трактовку библейских текстов. Но отсутствие воинствующего религиозного дидактизма, высокая постановочная культура спектакля и подчеркнутое уважение к зрителю, которому не предлагается готовых решений, но дается пища для размышлений, вкупе отметают все сомнения, оправдывая право режиссера и актеров на такое высказывание. «Мы постарались представить некую импровизационную притчу о том, как можно жить по вере, держать удар, не озлобиться, построить храм и никогда не останавливаться на достигнутом, продолжая путь», - прокомментировал идею спектакля режиссер Зураб Нанобашвили. Мотив пути как вечного духовного самосовершенствования – один из самых явных в спектакле; не зря построивший обитель инок выдыхает в финале: «Думал, закончу строительство святой обители – и закончатся труды. А они только начинаются»...

Проходя через физические страдания и унижения, сталкиваясь с непониманием и враждебностью со стороны окружающих, преодолевая искушения, инок – поначалу тоже сомневающийся в правильности избранного пути, но наставленный и укрепленный своим духовным учителем – постепенно, шаг за шагом строит святую обитель. Сначала – внутри себя, а окрепнув в своей вере, возводит ее материальный облик. Встречаясь с разными людьми, разговаривая с ними, он обезоруживает их внутренней убежденностью, справедливостью и непреложностью слов, идущих из сердца. Поначалу избиваемый и жалкий (отдельно хочется отметить буквальную «ощущаемость» сцен физических мучений), он вызывает сострадание, которое постепенно сменяется безусловным уважением, заслуженным силой духа избравшего такой путь. Каждый эпизод начинается скрытым или явным конфликтом (либо с окружающими, либо с самим собой) – и каждый заканчивается обретением гармонии. Стремление к обретению гармонии – с самим собой, миром, Богом – наверное, и цель, и средство возведения святой обители.

Спектакль порадовал крепкими актерскими работами. Несмотря на то, что в нем задействована большая часть труппы театра, ни одна роль не стала «проходной», незаметной, не внесшей своего вклада в общий посыл постановки. Замечателен святой отец в исполнении заслуженного артиста России Владимира Таныгина, словно бы «закольцовывающий» действие – его духовным заветом открывается спектакль и его сошествием в мир земной он заканчивается. Проникновенна и недосягаема молящаяся за всех живущих Марианна Витавская. Убедителен в своей непосредственности и одновременно твердости духа монашек Пахомий, ученик инока, в исполнении Александра Чупина. Всю силу раздираемых противоречий по поводу принятия веры воплотил вчерашний язычник в исполнении  Михаила Морозова. Точен в выражении своих сомнений – и последующем обретении веры Исидор Дмитрия Мельникова  рачительный хозяин угодий, на которых монахи задумали построить обитель. Разные стороны женской натуры убедительно воплотили в себе Оксана Киселева, Полина Бычкова, Наталия Абашидзе, Виктория Смирнова. Запомнились персонажи заслуженного артиста России Олега Емельянова и Аркадия Печкина, Виталия Полозова и Валентина Иванова, Николая Акулова и Максима Юлина, Игоря Ломановича и Евгения Галанцева. Величественен и ужасен одновременно стал волхв в исполнении Андрея Светоносова. Не остался незамеченным и бессловесный наигрывающий на свирели монашек Никиты Рехова, «просидевший» на стене все время действия. На создание общей атмосферы спектакля работает и тщательно подобранная композитором Диной Бортник музыка: сочетание русских народных, грузинских мотивов, современных композиций, произведений Рахманинова...

Пространство спектакля сценографически поделено на две противопоставленных части: внизу - мир земных радостей и скорбей, физических страданий и удовольствий, вверху –  мир «горний», где горит свеча и откуда доносят молитвы за тех, кто ходит по земле. Спектакль идеально вписан в историко-архитектурную среду, которая усиливает задуманные акценты, а возможно, даже расставляет свои. Трудно передать словами атмосферу, создаваемую древними стенами Вологодского кремля,  полетами стрижей, куполами Софийского собора, ударами колоколов на колокольне – и удивительное созвучие всего этого тому, что происходит на сцене Консисторского двора.  Наверное, поэтому режиссер спектакля твердо заявил, что «в коробку» (здание театра) спектакль перенесен не будет. Еще один шанс увидеть «Святую обитель» Вологодского драматического театра ждет гостей фестиваля 30 июня в 23.00.

Теги: Голоса истории, драмтеатр, Зураб Нанобашвили
Елена Легчанова

Новости по теме