Спектакль в постановке народного артиста России Бориса Гранатова открыл конкурсную программу XIII Международного театрального фестиваля «Голоса истории». По признанию режиссера, он давно думал о том, чтобы поставить «Дубровского» на сцене; основой постановки стала инсценировка романа, сделанная петербургским режиссером Геннадием Тростянецким. Действие спектакля пронизано энергетикой бунта (недаром это «разбойничий роман») и одновременно иронией, подвергающей сомнению романтику «благородного разбойничества» и любовных романов. Из столкновения книжных представлений о жизни с самой жизнью, порой жестокой и требующей немедленных решений, рождается характер, способный выбирать себе судьбу, а не идти у нее на поводу.

И пушкинский текст, и спектакль созвучны в одном: и там, и здесь в центре внимания – человек, оказавшийся в обстоятельствах, вынуждающих отбросить иллюзии и повзрослеть практически мгновенно. Дубровский в исполнении Виктора Харжавина из блестящего юноши, мота, игрока и баловня, ждущего от жизни подарка в виде богатой невесты, буквально на глазах у зрителей превращается в опору своей семье и крестьянам, которые готовы постоять за него, но ждут в ответ заступничества и руководства. И он, до этой минуты представлявший свою будущность совершенно по-другому, оказывается готовым принять этот вызов. Так же сильно меняется и Маша (Алёна Данченко). Еще недавно ее идеалом была любовь «как в романе» (сюжет которого блестяще спародирован в необыкновенно смешном фарсовом эпизоде), а теперь она обнаруживает в себе способность бороться за свое счастье даже наперекор воле властного отца. Фигуры отцов в спектакле отражают противостояние двух совершенно разных жизненных позиций: когда немногословный Андрей Дубровский (засл. артист России Игорь Рудинский) оказывается рядом с громогласным Кирилой Петровичем (Эдуард Аблавацкий) – с первых минут становится ясно, что конфликт между ними неизбежен. Неожиданно длинные монологи петербургского знакомого Дубровского, поручика Узюмова в исполнении Тимура Миргалимова, проникнутые невеселой иронией, приостанавливают динамичное действие, а для чего это нужно, решать зрителю – возможно, для того чтобы увидеть в частной истории некий знак времени.

Сыграть на сцене прозаический текст, пусть даже его инсценировку – сложная задача. Для ее решения найдено множество неожиданных ходов, в первую очередь – живая и колоритная массовка. Она многочисленна (в спектакле занята вся труппа театра), но целостна и представляет собой то петербургское светское общество на балу, то толпу гостей в доме Троекурова. Очень выразителен эпизод чтения письма Владимиру от няни, в котором говорится о болезни отца и посягательствах Троекурова: люди, только что оживленно щебетавшие вокруг Дубровского, вдруг все разом исчезают, оставляя его один на один с бедой. Крестьяне Дубровских «звучат» совершенно в иной тональности, но и здесь – та же спаянность в единое целое. В каждом из эпизодов в толпе выделяется персонаж, «ведущий» тему – Архип в исполнении Александра Ефремова, няня Егоровна (засл. артистка России Елена Авдеенко), Анна Савишна (Ольга Юганова). Другие второстепенные персонажи не менее колоритны и ярки: например, Денис Долбышев в роли Спицына и Илья Греднев в роли исправника Аполлинария Псоича смешны и жалки, но временами в каждом из них проскальзывает что-то страшное.

Артисты массовки играют не только людскую массу – в их исполнении мы видим буквально всё, включая дорогу, пожар и состояние тревоги, которое испытывают персонажи спектакля. В сцене дороги, например, динамика и экспрессия слов и жестов действительно создают иллюзию быстрого движения. Когда Маша оказывается взаперти перед свадьбой, стоящие рядом женщины угрожающе наматывают на кулак красные платки – это создает неподдельное напряжение и ощущение безвыходности. Выразительность массовки во многом зависит и от костюмов, придуманных художником Ольгой Резниченко: за счет нескольких «говорящих» деталей на глазах у зрителей одни и те же артисты мгновенно преображаются – из светских дам и барышень в крестьянок и наоборот. Хореограф Наталья Петрова-Рудая сделала танцевальные сцены органично вплетенными в драматическое действие.

От спектакля по «Дубровскому» не ждешь того, что показывают на сцене артисты театра – и как раз эта неожиданность заставляет удивиться и взглянуть на известный (с пресловутой школьной скамьи) сюжет новым взглядом. Смешивая трагедию и фарс, лирику и гражданский пафос и даже рискнув использовать в драматической постановке пиротехническое шоу, режиссер Борис Гранатов создает спектакль «многослойный», где серьезное неуловимо перетекает в смешное, смешное – в страшное, ненависть неожиданно порождает любовь, а любовь ведет к непредсказуемому. Игра с тональностями и жанрами достигает своего апогея в финале – в инсценировке Геннадия Тростянецкого он оказывается совсем не таким, как у Пушкина. И при всем почтении к классику в данном случае почему-то не возникает сомнений, что театр имеет право на эту вольность.

Теги: Голоса истории, ТЮЗ, Борис Гранатов
Светлана Гришина, фото Татьяны Гамиловой

Новости по теме