12+

Икона «Святая Троица Ветхозаветная» впервые за 20 лет покинула постоянную экспозицию древнерусского искусства Вологодского музея-заповедника

Она отправлена на реставрацию из постоянной экспозиции древнерусского искусства в художественном отделе Вологодского музея-заповедника, где обеспечивался доступ максимального круга посетителей к этому уникальному произведению.

«Святая Троица Ветхозаветная (Зырянская)» тесно связана с историей Вологодского края. Икона происходит из Троицкой церкви погоста Вожема Яренского уезда Вологодской губернии (в настоящее время Архангельская область). Икона датирована концом XIV века – временем миссионерства «зырянского апостола» – святителя Стефана Пермского (не ранее 1379 г.).

Елена Виноградова, хранитель коллекции древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника отметила, что произведение имеет огромное историко-культурное значение: «Икона интересна для исследования, несмотря на то, что существующая легенда о написании образа самим св. Стефаном во время его последней поездки в Москву (1395-1396) представляется весьма сомнительной: в агиографической литературе не упоминается об иконописных трудах святого, да и сам процесс создания образа технологически сложен и занимает значительный промежуток времени. Более вероятной представляется версия о написании иконы мастером Великого Устюга – родного города святителя Стефана. Великий Устюг был ближайшим к зырянским землям художественным центром. Но подтверждений этому предположению нет, слишком мало икон дошло до нас от XIV века, поэтому стилистических и иконографических аналогов Троицы Зырянской пока не известно».

Икона «Святая Троица Ветхозаветная» получила широкую известность в конце XVIII века как произведение, представляющее огромный интерес не только для искусствоведов, но и для лингвистов. В нижней ее части находятся записи библейского текста на зырянском языке – образец древней письменности, разработанной святителем для просвещения и христианской проповеди в зырянских землях. Вологодские архиереи обратили на нее внимание лишь в 1790 году. С целью сохранения древнего памятника вологодский епископ Арсений, управлявший епархией с 1796 по 1802 год, перенес ее в кафедральный собор Вологды.

В собрание Вологодского музея икона передана по требованию государственных органов власти 4 июля 1928 года. Произведение нуждалось в срочной реставрации, изучении и особой охране. Она была выведена из аварийного состояния музейным реставратором А. И. Брягиным в 1930-х – 1940-х годах. Окончательная реставрация выполнена в 1968 – 1973 гг. художником-реставратором Всероссийской центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей Е. М. Кристи. При выдаче из реставрационных мастерских была отмечена особая хрупкость ее основы – доски склеены, шпоночного крепления нет. Такое состояние сохранности произведения требовало особенно бережного обращения с ним и обеспечения стабильного микроклимата. С 1985 года икона находилась в экспозиции и ни разу не выдалась на экспонирование или реставрацию, все необходимые профилактические работы выполнялись реставраторами музея непосредственно в экспозиции, чтобы не изымать одну из древнейших икон собрания из привычного для нее микроклимата.

Для оценки сохранности древней иконы в апреле состоялся расширенный реставрационный совет Вологодского музея-заповедника и Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря. Решением совета стало следующее: произведение древнерусской живописи снимается с экспонирования для более глубокого изучения и выполнения консервационно-реставрационных работ по укреплению основы и левкаса с красочным слоем.

Специалисты комментируют: в связи с многочисленными обращениями любителей древнерусской живописи по поводу отсутствия в экспозиции одного из ключевых произведений, которое представляло собой важное звено в развитии вологодской иконописи, стоит сообщить, что повода для волнения нет. Противоаварийные работы на памятнике выполняются заведующим отделом реставрации музейных коллекций, реставратором темперной живописи первой категории Николаем Федышиным. В музее уверены, что в ближайшее время икона займет свое достойное место в экспозиции художественного отдела.

Вологодский музей-заповедник