К фестивалю «Голоса истории» Вологодский драматический театр всегда готовится особо. Экспериментируя с материалом, формой, местом действия – благо рамки и концепция open-air фестиваля это позволяют – режиссер и труппа создают каждый раз особый художественный мир, творческое высказывание, полностью адекватное формату, тематике, стилистике фестиваля и каждый раз открывающее новые грани возможностей театра: «Сон в летнюю ночь», «Дневник Анны», «Карамазовы и ад», «Эшелон», «Ричард II»...

Для XIII театрального фестиваля «Голоса истории» Вологодский драмтеатр выбрал непростой для постановки материал. В основу спектакля «Святая обитель» положены житийные и библейские тексты. Но, как заметил режиссер спектакля художественный руководитель драмтеатра Зураб Нанобашвили на прошедшей накануне пресс-конференции, посвященной грядущим «Голосам», «это не будет история какого-то конкретного святого, реального исторического лица. Мы сознательно делали образы героев собирательными, «вневременными», если хотите, потому что нам важна не внешняя, житейская, бытовая канва, а духовный поиск, приход – в первую очередь внутри себя – к святой обители. Тексты, положенные в основу спектакля, просты, понятны и доступны каждому – но в этой простоте и кроется как раз высшая мудрость, выстраданная поколениями истина, которую – может быть, в силу кажущейся простоты или даже наивности – мы порой не замечаем...» Поэтому, наверное, и в произношении текста пьесы создатели спектакля уходят от мелодики молитв, стремясь, чтобы слова звучали естественной речью, обращением «из сердца».

Заслуженная артистка России Марианна Витавская, занятая в постановке, рассказала, как сперва настороженно отнеслась к выбранному материалу: «Поначалу я была настроена скептически, потому что все, что касается веры, – дело очень личное, сокровенное для каждого – и говорить с театральной сцены о таких вещах мне казалось не совсем уместным. Но на репетициях (а в репетиционный процесс я попала позже всех) я сидела, буквально открыв рот, так захватило меня все происходящее. Это настолько интересно, глубоко – и по задумке, и по исполнению… Настолько разными предстают коллеги-актеры. Я поняла, что была не права насчет выбора материала, наоборот: именно такие вещи надо ставить – и именно в рамках этого фестиваля».

В постановке участвует почти вся труппа. Первые читки текста пьесы актерами сознательно проходили без распределения по ролям: режиссеру хотелось, чтобы каждый артист представлял материал целиком, а не существовал только в пределах своей роли. От распределения актеров по ролям отказались и при составлении афиши спектакля. «Кто кого играет, по большому счету, неважно, потому что мы хотим добиться такого единения, чтобы зрителями воспринималось, что устами всех героев говорит как бы один голос», – заметил артист Александр Чупин.

«Это не будет простой спектакль, – считает Зураб Нанобашвили. – Вернее, каждый зритель сможет сделать его для себя сложным или простым – и понимание у каждого будет свое. Каждый для себя вынесет из него столько, сколько сможет унести».

Спектакль сейчас находится в процессе создания. С 14 июня репетиции будут проходить уже непосредственно в пространстве Вологодского кремля – этого ждут и режиссер, и все задействованные в спектакле артисты, потому что атмосфера Кремля неминуемо внесет в будущий спектакль дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки. Репетиции будут проходить по вечерам, после закрытия музея, и длиться до ночи – это обычный режим работы театра в преддверии фестиваля.

В рамках «Голосов истории» спектакль «Святая обитель» покажут на сцене Консисторского дворика всего два раза: 27 и 30 июня (начало в 23.00). Перенесут ли создатели спектакля потом его под крышу театра или он, как те же «Карамазовы и ад», останется навсегда исключительно премьерным фестивальным исполнением под открытым небом Вологодского кремля – покажет время.

Билеты на спектакль можно приобрести в кассе театра. Стоимость билетов 400-600 рублей. Тел. кассы: 72-61-46. Коллективные заявки можно направлять на электронный адрес drama@dramtheater.ru.

Теги: Вологда, Вологодский драматический театр, Зураб Нанобашвили, спектакль
Елена Легчанова

Новости по теме