12+

Камерный драматический театр представил зрителям спектакль «Любка» на новой сцене

В этом году у XIII Международного театрального фестиваля «Голоса истории» появилась еще одна площадка под открытым небом – летняя сцена вологодского Камерного драматического театра. Она расположилась во дворе дома на ул. Ленина, 5. Открытие площадки прошло накануне: в рамках конкурсной программы фестиваля артисты Камерного театра представили спектакль «Любка» по повести Дины Рубиной.

Как признался режиссер Яков Рубин, идея постановки возникла в Америке, где он летом гостил у родителей. Свободное время режиссер потратил на чтение русской литературы, в том числе познакомился и с произведениями Дины Рубиной. «У этого автора очень смешные и трогательные истории, – рассказал Яков Рубин, – и мне показалось, что наша маленькая труппа сможет исполнить одну из них. Мы выбрали историю про дружбу двух молодых женщин в очень сложный сталинский период, когда в человеке проявляется его истинная суть, когда невозможны никакие компромиссы». Актерский ансамбль Камерного театра, на взгляд режиссера, с этим спектаклем справился хорошо. В необычном для себя амплуа выступила Елена Смирнова – исполнительница главной роли хулиганки Любки.

Режиссер намеренно ушел от типичных бытовых эпизодов, характерных для всех коммунальных квартир того времени, поставив во главу угла взаимоотношения людей. Главные действующие лица – две женщины, оказавшиеся в непростом положении. Они, как два противоположных полюса, притягиваются друг к другу волею судьбы. Ирина Михайловна, потомственный врач из интеллигентной семьи, с ребенком на руках сбежала от «позора» в глухую провинцию. Любка – хулиганка, главарь преступной банды. В голодные годы родители продали ее за буханку хлеба ворам, которые ее вырастили, научив попрошайничать да красть с малых лет. Обе они настолько одиноки, что стали друг для друга не просто семьей, а опорой. Любка вела хозяйство, присматривала за дочкой, а Ирина Михайловна зарабатывала деньги. Но сталинское жестокое время сломало не одну человеческую судьбу – громкое Дело врачей сыграло свою роль в жизни Ирины и одновременно показало, кто ее настоящий друг. Как когда-то она спасла Любку от тяжелой работы, взяв ее к себе няней, так теперь хулиганка помогла ей, не позволив работать уборщицей.

Но Ирина не смогла уберечь Любку от нее же самой – той вновь захотелось общения с людьми своего круга. Да и Любка понимала, что дружба с ней бросает тень на репутацию Ирины Михайловны – единственного человека, кто принимал ее, воровку и хулиганку, такой, какая она есть, и обращался на Вы. Их пути разошлись, но эта встреча в глухой деревеньке где-то под Ташкентом, без всяких сомнений, останется в памяти у обеих.

Главные роли на сцене воплотили молодые актрисы Елена Смирнова и Елизавета Федоренко. Елена в роли Любки раскрыла себя с новой стороны – из привычного образа интеллигентной барышни она превратилась в совершенно иного персонажа – женщину, которая, если что не так, может и кулаками помахать. Она, как клоунесса, намеренно смешит публику. Бесшабашная, озорная Любка вызывала не только улыбку и смех, но и глубокое сочувствие. Зритель проникся состраданием к девушке, которая за своей «колючестью» скрывала доброе открытое сердце.

Елизавете Федоренко досталась роль Ирины. Мягкость, чуткость и интеллигентность героини усиливала контраст между ней и Любкой. 

В спектакле использована простая, но в тоже время символичная сценография: голые стены, старый потрепанный чемодан, два стула, лампочки Ильича и горка светлого песка. Режиссер акцентуирует внимание на отдельных элементах – символах того времени, на фоне которых вершатся человеческие судьбы.

Ирина Сорокина, фото Натальи Щапковой