12+

В Вологде завершился XIII Международный театральный фестиваль «Голоса истории»

В течение недели публика, жюри и критики посмотрели 23 спектакля, 11 из которых входили в конкурсную программу. В этот раз в конкурсе участвовали спектакли, сыгранные не только под открытым небом, но и прошедшие на сценах вологодских театров. Фестивальные показы состоялись в Вологде, а также в Череповце и Кириллове.

Фестивалю «Голоса истории» в этом году исполняется 25 лет. Основанный в 1991 году, за прошедшие годы этот культурный проект доказал свою востребованность. Председатель жюри XIII фестиваля Нина Шалимова так определила его значимость, выступая накануне на итоговой пресс-конференции: «Фестиваль представляет срез театральной жизни в разных эстетических и жанровых обликах. Широкий спектр авторов и художественных направлений, тематическое разнообразие постановок позволяет преодолеть свойственный современному сознанию «исторический провинциализм» – замкнутость на сегодняшнем дне. В этом состоит общекультурное значение фестиваля – и оно делает необходимым его дальнейшее продолжение».

Председатель оргкомитета фестиваля, заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев отметил, что в этом году прозвучали самые разные «голоса истории»: военных лет, русских сказок, русской классики, голоса отдельных личностей. Благодарности за огромную работу достойны все организаторы и участники фестиваля. Всем театрам, представившим свои работы на суд фестивальной публики, были вручены дипломы и памятные призы – вологодское кружево в форме снежинки как символ нашего гостеприимного северного города.

По поводу конкурсной природы фестиваля идут неумолкающие споры. Фестиваль изначально был конкурсным, на двух прошлых фестивалях организаторы пробовали отказаться от этой идеи, а в этом году конкурс на фестиваль вернулся. Как объяснила на итоговой пресс-конференции Нина Шалимова, суть этого конкурса не в соревновательности: «Главное, что дает конкурс – это сверка критериев художественности, уточнение некоей художественной высоты, к которой устремлен современный театр. В конечном итоге, главная задача конкурсов в искусстве – выработка системы ориентиров, как собственно театральных, так и мировоззренческих».

Главные награды XIII Международного театрального фестиваля «Голоса истории»:

спектакль «Крещенные крестами» Большого драматического театра им. Товстоногова (Санкт-Петербург) награжден призом фестиваля за цельность и высокую культуру авторского решения исторической темы. Театру – победителю конкурсной программы на закрытых театральных площадках вручена театральная маска, выполненная в технике вологодского кружева;

спектаклю «А зори здесь тихие» Государственного национального театра Республики Карелия присуждена премия им. А. Свободина за раскрытие средствами театра исторического события и вручена маска, изготовленная в технике великоустюгского чернения по серебру;

режиссер Зураб Нанобашвили награжден премией им. А. Семёнова за успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства в спектакле «Святая обитель» Вологодского ордена «Знак Почета» государственного драматического театра – призом также стала серебряная маска.

Призами жюри был отмечен ряд актерских работ и спектаклей. Лучшим исполнителем мужской роли признан Сергей Блохин, сыгравший графа Палена в спектакле «Павел I» Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького. Лучшим актерским дуэтом стали народный артист Республики Калмыкия Виктор Хаптаханов и заслуженная артистка Республики Калмыкия Елена Хаптаханова – исполнители главных ролей в спектакле «Корсиканка» Республиканского русского театра драмы и комедии Республики Калмыкия. Приза жюри за актерский ансамбль удостоен коллектив Санкт-Петербургского театра «Мастерская» под руководством заслуженного деятеля искусств России Григория Козлова, представивший на фестивале спектакль «Дни Турбиных». За сценическое освоение предметной культуры Русского Севера награжден спектакль «Плыл кораблик белопарусный» Санкт-Петербургского театра юных зрителей им. А. Брянцева. За гуманистическое воплощение драматических обстоятельств нашей послевоенной истории – спектакль «Любка» вологодского Камерного драматического театра, показанный на новой театральной площадке под открытым небом – на сцене во дворе театра.

Впервые на фестивале прозвучали голоса кукол – вне конкурса был показан премьерный спектакль Вологодского театра кукол «Теремок» «Повесть о Дионисии-иконнике». Театру был вручен специальный приз главы города Вологды за верность духовным традициям в популяризации истории и культуры Вологодчины.

После церемонии закрытия в Консисторском дворе Вологодского кремля в исполнении Хора Мариинского театра (Санкт-Петербург), Мужского камерного хора Вологодской филармонии и Симфонического оркестра Карельской филармонии прозвучала оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный». Этот масштабный музыкальный проект посвящен 125-летию композитора. На больших экранах параллельно музыке транслировался фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», над которым он работал вместе с Прокофьевым в годы войны. Драматические монологи первого русского царя звучали в исполнении заслуженного артиста России Владимира Таныгина, актера Вологодского драматического театра. Для вологжан эта музыкальная постановка, представленная в стенах Консисторского двора, наполнена особым смыслом: вид на Софийский собор, заложенный Иваном Грозным, мысль о том, что этот исторический деятель четыре с половиной столетия назад ходил по той земле, где сегодня стоит Вологодский кремль, делают присутствие истории в нашей сегодняшней жизни особенно ощутимым.

Светлана Гришина