Отдавая дань уважения российскому кино, годом которого объявлен 2016-й, организаторы VII фестиваля VOICES включили в его программу ретроспективный показ фильмов Марлена Хуциева и встречу вологжан с режиссером-легендой. Фестивальная публика увидела две картины: «Мне 20 лет» («Застава Ильича», 1964) и «Был месяц май» (1970). Причем первая из этих картин была показана в пленочной версии – в наш цифровой век этот носитель уже стал раритетом, но именно он как нельзя лучше помогает передать атмосферу времени.

Народный артист СССР Марлен Хуциев не раз бывал в Вологде, и с нашим городом у него связано немало воспоминаний, как немало было в его жизни соприкосновений с Вологодчиной. Например, в фильме «Два Фёдора» у Хуциева снимался Василий Шукшин, в то время студент третьего курса ВГИКа. Вологжане считают его почти земляком: ведь именно здесь, недалеко от Белозерска, Шукшин-режиссер снял свою знаменитую «Калину красную». А во время работы Хуциева над фильмом «Мне 20 лет», когда снимался эпизод вечера поэтов, в рабочих материалах к картине осталась запись выступления Людмилы Дербиной, много лет спустя сыгравшей роковую роль в жизни поэта Николая Рубцова…

Вот уже долгое время Марлен Хуциев работает над фильмом «Невечерняя» – это условное название второй части двухсерийной картины, посвященной встречам Толстого и Чехова. В 2005 году на фестивале «Голоса истории» Хуциев демонстрировал рабочие материалы к первой части картины – «Визит к больному палаты № 16». Поводом к созданию фильма послужил поразивший режиссера реальный исторический факт: Лев Толстой, известнейший романист, человек огромного нравственного авторитета, навещает заболевшего Чехова, в тот момент начинающего писателя. «Невечерняя» – о посещении уже больного Толстого в Крыму Чеховым. Фильм необычен: его основу составляет не сюжет, а внутренние смыслы. Содержание картины – не события, а беседы двух писателей, ставших классиками русской и мировой литературы. Причем в фильме нет диалогов, которые цитируются – текст написан самим Марленом Хуциевым и его сыном Игорем, тоже режиссером по профессии. Создателям картины удалось добиться максимального сходства артистов с героями, которых они играют – сходство настолько велико, что, по словам Хуциева, фрагменты фильма можно использовать как хронику. Роль Льва Толстого исполняет актер из Калуги Михаил Пахоменко, Чехова – актер «Современника» Владислав Ветров. Работа над фильмом крайне затруднена из-за проблем с финансированием, но автор надеется, что скоро фильм будет закончен.

На вопрос о том, в какой момент он почувствовал, что состоялся ка режиссер, Марлен Хуциев отвечать отказался: «Чтобы назвать такой момент в своей биографии, надо быть абсолютным наглецом – я и сейчас не знаю, состоялся я как режиссер или нет. Есть вещи, которые получились – в них, наверное, состоялся. Но я не «всеядный» – не могу снимать что-то просто потому, что надо. Во мне должно родиться ощущение, что это действительно необходимо. Есть хорошее слово, которое часто употребляют в пренебрежительном смысле, но, мне кажется, я именно то, что оно в действительности обозначает. Я дилетант – человек, делающий то, что любит, и любящий то, что делает».

В ходе более чем часовой беседы с заполнившей зал многочисленной публикой мэтр советского и российского кинематографа рассказал о многом: о том, что общего между Вологдой и Парижем – это, по мнению Хуциева, удивительно «домашние» города; о встрече с Федерико Феллини, теплым и мягким в общении человеком. А в ответ на вопрос, какой еще из своих фильмов он порекомендовал бы для показа на фестивале VOICES, режиссер рассказал о том, как однажды встретил в Италии человека, который признался ему, что много лет назад, в тяжелый период жизни он случайно увидел фильм, который спас его от самоубийства. Это была картина Марлена Хуциева «Бесконечность».

Теги: VOICES, Марлен Хуциев
Светлана Гришина

Новости по теме