12+

Короткий метр с длинным смыслом: программа короткометражных фильмов VOICES как пища для размышлений

Программа короткого метра VII фестиваля VOICES включает пять картин современных молодых российских режиссеров. Снятые в 2014 – 2015 годах, эти фильмы представляют собой своего рода временной срез: каким видит мир поколение молодых именно сегодня? Сформирована программа известным кинорежиссером Сергеем Тюниным, руководителем киношколы «Артерия кино» и президентом Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино  «Арткино».

Все фильмы программы – очень разные по тематике – объединяет, по сути, одна общая проблема. В широком смысле ее можно назвать проблемой выбора. Конечно, она не нова ни для кинематографа, ни для всего мирового искусства. Но здесь ошеломляет то, что герои поставлены в ситуацию, когда выбор нужно сделать очень быстро, почти мгновенно. Нет времени на раздумья у военного хирурга, к которому ночью привозят раненого боевика («Доктор», 2014. Режиссер Анна Гороян). Хотя свой главный выбор он сделал уже давно: врач должен лечить людей – и он лечит всех, не делая различий между своими и чужими. Люди – прежде всего люди, страдают и умирают они одинаково, независимо от национальности и политических убеждений, и кому как не доктору знать это. Но поможет ли эта позиция «над схваткой» прекратить войну – вопрос, ответ на который в фильме так и не дается.

В мирной жизни выбор, стоящий перед врачом, не менее драматичен. Отказываясь торговать БАДами, молодой хирург вступает в конфликт с целой машиной, целью которой является получение прибыли любой ценой, пусть даже ценой откровенного обмана больных («Ненужное кредо», 2015. Режиссер Владимир Мистюков). Пытаясь решить другую свою проблему, он сталкивается с циничной беспринципностью, насилием и равнодушием. Многие персонажи, показанные в фильме с пристальным вниманием и, по-видимому, являющиеся «типичными», по-настоящему отвратительны. Каждому из них режиссер предоставляет слово – и от каждого из этих монологов веет ужасом. Усиливает эффект бессловесность положительных героев – ограбленных уличных музыкантов, заступившегося за них и избитого прохожего. Чаша терпения главного героя оказывается переполненной. Решив, что «добро должно быть с кулаками» (в данном случае – со скальпелем) он вроде бы побеждает на время своих врагов, но что он будет делать дальше?..

Целый калейдоскоп ярких эмоций вызывает картина «Настя» (2015, режиссер Кирилл Плетнев). Немолодая и несчастливая женщина, несущая службу в полиции, оказывается перед неоднозначным выбором. Задержав грабительницу, которая оказывается не только ее тезкой, но и «родственной душой», она мечется между чувством и долгом. Глубоко драматичная ситуация развивается стремительно и непредсказуемо. Женщина, и так выполняющая неженскую работу, вынуждена в одиночку противостоять и своей судьбе, и продажному начальству, и собственным чувствам. В какой-то момент ей кажется, что «лучше сдохнуть». Однако финал картины, где героини, не говоря ни слова, смотрят друг на друга, говорит о том, что эта встреча многое дала им обеим и обязательно изменит их жизнь.

Стилистически ярко сделан фильм «Вкус» (2015, режиссер Екатерина Краснер). Комедийная ситуация – пари между двумя баснословно богатыми приятелями – обнажает мелкую сущность этих владельцев крупных состояний. В динамичном диалоге, который длится буквально несколько минут и заканчивается совершенно неожиданно, мнимые респектабельность и благородство слетают с них, как пыль – и перед нами предстают лживые, трусливые и жадные до денег субъекты.

В ином стиле – таинственной фантасмагории – поставлена картина «Путешествие Фёдора по Москве начала XXI века» (2014, режиссер Аксинья Гог). Мир современного мегаполиса увиден глазами подростка, который описывает его как «последние времена», но зрителю всё-таки не верится, что происходящее в фильме действительно происходит «взаправду».

Короткометражное кино дает режиссеру возможность высказаться в рамках небольшого отрезка времени. С одной стороны, это допускает и некоторую недосказанность, и намеченные «пунктиром» характеры, и простоту сюжета. Но при этом короткометражка предполагает высокую концентрацию смысла, и буквально каждая деталь оказывается весомой. Богатая и разнообразная программа короткометражного кино VII фестиваля VOICES дает зрителю хороший шанс «потренироваться» в оценке фильмов – чтобы в итоге вынести свой вердикт по конкурсной программе.

Светлана Гришина