12+

Шведская трагикомедия «Вторая жизнь Уве» открыла программу «Европейский экспресс» VII фестиваля VOICES

«Вторая жизнь Уве» – экранизация романа Фредерика Бакмана «Мужчина по имени Уве», вышедшего в 2012 году и ставшего в Швеции национальным бестселлером. Фильм режиссера Ханнеса Холма тоже не обойден вниманием публики – это одна из самых кассовых картин в истории шведского кино.

Обыденная жизнь обычного человека со всеми ее горестями и радостями показана с пристальным вниманием к тому, что сделало Уве таким, каким зритель видит его в начале фильма – вечно недовольным педантом. Всех вокруг он ругает идиотами, а поговорить по душам может только со своей покойной женой. И когда он, 59-летний техник железной дороги, всю жизнь проработавший на одном месте, лишается еще и работы, в его уме зреет мысль о самоубийстве. Но именно педантичная любовь к порядку во всем никак не дает Уве привести в исполнение свой мрачный замысел. Разве можно спокойно умереть в окружении столь взбалмошных соседей, которые ни на минуту не оставляют в покое? И постепенно он обнаруживает, что нужен этим людям, а они нужны ему – так он проживает свою «вторую жизнь».

Фильм, главный герой которого – пожилой мизантроп, говорит, как ни странно, о доброте, сочувствии и взаимовыручке, о ценности дружеского общения, а также о толерантности во всех ее проявлениях. В жизни много страданий и боли – этого ли не знать Уве, перенесшему столько тяжелых потерь, что под их грузом немудрено сломаться. Наверное, поэтому он пытается спрятаться от людей, но его «большое сердце» (такой красиво звучащий диагноз ставят ему врачи) оказывается открыто и для новых соседей-недотеп, и для бывшего ученика жены, и для парализованного друга-соперника, и для бездомной кошки.

И «вторая», и «первая» жизнь героя проходят перед зрителем параллельно: постаревший Уве вспоминает себя в детстве, юности и молодости, словно просматривая кадры фильма о самом себе. Совмещение трагического и смешного создает порой неожиданные и по-настоящему комические ситуации, в которых характер проявляется в полной мере. Чего стоит один эпизод, когда Уве после очередной неудавшейся попытки покончить с собой идет в магазин скандалить из-за качества веревки, предназначенной якобы «для любого употребления». Череда подобных эпизодов в сочетании с действительно трагичными моментами, наверное, и приводит к мысли о том, что счастье невозможно без теплоты, заботы и принятия – даже тех, кто совершенно на тебя не похож.

Светлана Гришина