Документальный фильм немецкого режиссера, президента Европейской киноакадемии Вима Вендерса «Соль земли» открыл еще один программный блок VII фестиваля VOICES – «Кино в Кремле». Хотя в последний момент показ фильма был перенесен из-за погоды в здание кинотеатра, задумка организаторов вполне очевидна и понятна: фильмы о личностях такого масштаба, как бразильский фотограф Себастьян Сальгадо, смотрелись бы вполне органично под открытым небом, в «декорациях» древних каменных стен.

Документальная лента «Соль земли» – это фильм, сделанный одним фотографом (Вендерс является профессионалом фотодела) о другом. Даже не о самом фотографе, а о его работах, через которые в итоге видна личность их создателя. В своих фотографиях Сальгадо предстает не только большим профессионалом, но и большим гуманистом. Его снимки – не репортерский труд, а произведение искусства. Экономист по образованию, сотрудник банка, он, ведомый судьбой, пришел к главному делу своей жизни: останавливать время, выхватывая из сиюминутности то, что достойно остаться в вечности.

Жизнь разных народов мира, социально-политические потрясения осмысляются Сальгадо через фотографию: золотые рудники Латинской Америки, страшные нефтяные пожары в Кувейте, геноцид в Руанде, голод и холера в Эфиопии, жертвы гражданской войны в Югославии... Обвиненный некогда в эстетизации чужих страданий, Сальгадо ничего не может этому противопоставить, кроме своих снимков. За каждым фотопортретом – судьба человека и судьбы мира. Каждый герой его фотографии – это и есть «соль земли», вершина земного существования.

В его снимках нет ничего случайного: ракурс, поворот, жест, взгляд. «Портреты героев Сальгадо настолько индивидуальны, что хочется задержать на них взгляд, увидеть и понять больше: то, что было бы невозможным в обычном кино, осуществляется благодаря стоп-кадру. Эти снимки — черно-белый и немой театр бесконечной эмпатии. Ни о какой эксплуатации героев, конечно, здесь не может быть и речи. Если кого-то Сальгадо и использует в своих целях, то только зрителя, вырывая его из уютного кокона двойного отстранения («я в зале и смотрю фильм про фотографа, который смотрит на чужие страдания»), буквально вынуждая к состраданию, восхищению, ужасу, восторгу и другим первобытно мощным переживаниям», – пишет кинокритик и журналист Антон Долин. Фотографии Сальгадо говорят о неравнодушии снимающего и являются призывом к неравнодушию всех, кто их видит.

Программа «Кино в Кремле» фестиваля VOICES продолжится сегодня в 23.00. В сопровождении «живой» музыки – джаз-бэнда певицы Саши Фрид будет представлен документальный фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (СССР, 1929 год). Информацию о возможном переносе сеанса в кинотеатр «Ленком» ищите в группе фестиваля.

Теги: VOICES
Елена Легчанова

Новости по теме