12+

Спектакль-тризну «Слово о полку Игореве» на древнерусском языке представил Санкт-Петербургский КомАКТеатр

Спектакль «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова» показали вологодскому зрителю в рамках XIII Международного театрального фестиваля «Голоса истории». Постановку, в основе которой лежит одно из самых знаменитых произведений древнерусской литературы, представил Санкт-Петербургский КомпАКТеатр во главе с режиссером Еленой Кузиной.

Повесть «Слово о полку Игореве» описывает подлинные исторические события – неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев, произошедший приблизительно в конце XII века. По легенде, Игорь с дружиной отправился в путь, несмотря на дурные предзнаменования и отказ в помощи некоторых князей, к которым он обращался. Первый бой им удалось выиграть, а во время второго Игорь был пленен половцами. Позже ему удалось бежать и вернуться на родину.

Сюжет спектакля КомпАКТеатра выстроен в виде тризны – поминального пиршества, во время которого показываются яркие моменты жизни умершего. Ключевыми эпизодами, вошедшими в постановку, стали сцены битв князя Игоря (Игорь Ламба) и его дружины с половцами, сборы в поход и прощание с женой, плач Ярославны (Любовь Мочалина), пребывание в плену и возращение домой.

В основе спектакля – древнерусский текст «Слова...» без использования переводов на современный русский язык. Сложность в восприятии вербальной составляющей постановки нивелируется выразительностью языка жестов, образным рядом спектакля, его эмоциональностью. По словам режиссера Елены Кузиной, большое внимание при постановке «Слова...» уделено пластике актеров, которые внимательно изучали биомеханику Мейерхольда, наработки Ежи Гротовского и Михаила Чехова.

Нагнетание и усиление некоторых значимых для понимания моментов происходит за счет повторов: «Начнем братия, начнем братия / … о походе Игоря / Игоря …». Полноправным участником действа, дополняющим его эмоциональную составляющую, становится звуковой ряд спектакля: народные песни, кличи и причитания; звуки природы, крики животных, шумы...

Постановка рассчитана на камерное пространство, о чем свидетельствует небольшое количество актеров и минимализм декораций. Возможно, спектакль бы смотрелся более органично на открытом воздухе в стенах Вологодского кремля, а не в Юго-Западной башне.

Как отметила режиссер, в спектакле отражено женское и мужское восприятие войны. Для воинов – это возможность продемонстрировать доблесть, получить славу, защитить отечество. В то же время для ожидающих их женщин война – это огромное несчастье, которое влечет за собой страдания жен и матерей.

Спектакль был создан в 2011 году. Его уже показали зрителям в петербургской Деревне художников, на фестивалях в Торонто (Канада) и в Хельсинки, на сцене Национального театра Карелии (Петрозаводск), на фестивале ЛИК – 2014 (Пушкинские горы), в пространстве «ФриДом» (Санкт-Петербург).

Наталья Щапкова