Всемирный конгресс экслибриса в Вологде закончился вместе с теплом уходящего лета. Он действительно стал событием, первым мероприятием такого уровня в сфере изобразительного искусства в нашем городе. И судя по отзывам участников и сторонним наблюдениям, дебют Вологды в качестве мировой столицы экслибрисного дела прошел чрезвычайно успешно.

Интересно было заглянуть на внутреннюю «кухню» конгресса, которая развернулась в Вологодской картинной галерее. Просторные залы Воскресенского собора в дни конгресса стали напоминать оживленный улей, где «пчелы» – коллекционеры и художники – «перелетая» от одного стола к другому, знакомились, обменивались работами, что-то бурно обсуждали.

В заявленное время «текущей работы конгресса» мы решились подойти к некоторым художникам, повнимательней рассмотреть представленные ими для обмена и продажи экслибрисы и гравюры, узнать их мнение о проходящем форуме. Выбор наш был случаен, но оказался вполне показательным: нам удалось поговорить с участницей конгресса из российской глубинки, художницей из ближнего зарубежья и представителем европейской школы графики.

Преподаватель художественной школы города Лесной Свердловской области Татьяна Крюкова впервые приняла участие в конгрессе экслибриса, несмотря на то, что уже много лет занимается печатной графикой. Татьяна подробно рассказала нам об офорте – разновидности гравюры на металле, изображения на котором вытравливаются с помощью кислоты. Технику офорта относят к глубокой печати: углубления вытравляемого рисунка заполняются краской, и затем под сильным давлением пресса изображение переходит на бумагу. Перед каждым оттиском краску надо «набивать» заново, стирая лишнюю – процесс довольно трудоемкий, требующий терпения. Но художников это, конечно, не останавливает. «Офорт – удивительно поэтичная техника, – считает Татьяна. – Тот, кто хоть раз попробовал создавать работы в этой технике, не сможет с ней расстаться». Увлечение Татьяны техникой офорта началось с посещения мастер-класса нижнетагильского художника Владимира Зуева, признанного мастера экслибриса, участника более 250 международных выставок. Увлекшись офортом, Татьяна Крюкова постепенно пришла и к созданию экслибрисов. «Началось все со своего экслибриса. У любого художника есть библиотека, много любимых книг: хотелось отметить их особым знаком. Ведь экслибрис – не просто подпись имени и фамилии на книге: это своеобразный портрет человека, для которого он создавался. Экслибрис отражает вкусы, пристрастия человека, дает информацию о его духовном и культурном багаже. Для художника чрезвычайно интересно попробовать решить такую задачу –рассказать о человеке с помощью художественного языка. К примеру, я делала экслибрис для Владимира Дубровина, моего учителя, он сейчас занимается иконописью, досконально изучив тайны ремесла: сам делает краски по старинным рецептам, растирает камни – лазурит, малахит, подбирает связующие. Образы у него получаются удивительные. В его экслибрисе я постаралась одновременно выразить свою дань уважения и любви к этому человеку – и рассказать о нем: здесь присутствует образ Иисуса Христа (эту икону Спасителя он написал для меня по моей просьбе), свеча – символ знания и веры, инструменты художника, наполненные сосуды, книги».

Рассказывая о своих работах, на истории некоторых из них Татьяна останавливалась подробнее. Например, на серии работ, выполненных для итальянского экслибрисного форума, посвященного 150-летию выхода в свет книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Или на гравюре, сделанной для выставки в польском Гданьске на тему «Мечты Нептуна» – здесь Татьяна изобразила морского повелителя, звонящим по ракушке девушке из Гданьска.

Масштаб и уровень организации Всемирного конгресса экслибриса в Вологде приятно удивили Татьяну Крюкову: «Это очень важно – встречи единомышленников, профессиональное общение, возможность посмотреть на техники других авторов, чему-то поучиться».

По счастливой случайности нам удалось поговорить с художником-графиком из Минска, «протоптавшей» дорожку для белорусских экслибрисистов на всероссийские (а теперь и всемирный) конгрессы экслибриса, Ольгой Крупенковой. В Вологде Ольга уже в четвертый раз. «Я не устаю повторять, что совершенно очарована и самой Вологдой, и организацией конгрессов, и самой личностью президента нынешнего всемирного конгресса Сергея Птухина, заражающего всех своим энтузиазмом. Экслибрисное движение и раньше было развито в Вологде, но сейчас оно поднялось на недосягаемую высоту, потому что Всемирный конгресс – это, конечно, очень статусно и почетно». Ольга первая из белорусских художников-графиков приехала в Вологду на экслибрисный форум в 2013 году: по ее словам, до этого художники из Белоруссии, где очень сильная школа графического искусства, дальше Москвы не забирались. Благодаря «пиару» со стороны Ольги экслибрисных форумов в Вологде, на Всемирный конгресс экслибриса из Белоруссии приехала уже полноценная делегация в составе 10 человек. На втором этаже «Дома Корбакова» под выставку белорусских художников отвели целый зал, и все посетившие ее отмечают своеобразность и высокий уровень исполнения представленных произведений. Работы отдельных художников из Белоруссии экспонируются и во Всемирной выставке экслибриса в ЦВЗ ВОКГ.

Ольга Крупенкова – член Союза художников Белоруссии, специализирующаяся на станковой и книжной графике, участница множества международных выставок-конкурсов. В основном работает в технике литографии, также одной из классических печатных техник, в которой изображение сначала наносят на литографский камень, протравливают, наносят краску, а затем под давлением переносят рисунок с камня на бумагу. «Если работа большая по размеру – то камень используется огромный, прямо-таки неподъемный, – рассказывает Ольга. – Для экслибрисов выбираются гораздо меньшие по размеру камни. У меня есть как одноцветные, так и цветные работы, даже на 5 цветов – но это уже более трудоемко».

Коллекционеры часто делают художнику заказ на экслибрис. На вопрос, насколько хорошо нужно знать человека, чтобы сделать ему экслибрис, Ольга ответила так: «По-разному. Иногда бывает, что делаешь экслибрис заочно, не зная человека – если экслибрис делается в подарок, заказчик присылает список пристрастий, увлечений, какую-то характеристику того, кому предназначена работа. Иногда заказывают экслибрис на тему – причем тема может быть самая разная: лунный свет, весна, летающая рыба, Дон Кихот, эротический экслибрис... Бывает, просят изобразить что-то конкретное, а бывает, полностью доверяются фантазии художника». Круг коллекционеров, ценителей этого экстравагантного вида искусства довольно широк.

Особенно активно на конгрессах происходит обмен экслибрисами. Художники отдают свои работы, взамен получая гравюры других авторов. Ольга Крупенкова рассказала, что каждый художник, занимающийся экслибрисом и гравюрой, становится и коллекционером: меняя свои работы на чужие, он постепенно накапливает коллекцию. «Это происходит само собой в процессе общения и обмена. Я тоже неожиданно для себя обнаружила, что стала обладательницей коллекции – скромной, конечно, но в ней есть работы известнейших российских и европейских мастеров».

Нам удалось поприсутствовать на одном из таких экслибрисных обменов – молодой художник из Бреста Глеб Сидоренко менял свои гравюры на работы Роберта Барамова, одного из самых ярких представителей болгарской школы графики и экслибриса, обладателя множества международных наград в сфере графического и современного искусства. Белорусский художник, менявшийся с Барамовым, признался, что еще никогда не видел такого уровня владения техникой сухой иглы, какой демонстрирует Роберт. Барамов с улыбкой заметил, что в этой технике у него есть свои секреты.

Экслибрисом и гравюрой Роберт Барамов занимается уже 20 лет, работая в различных техниках (литография, офорт, сухая игла) – сейчас же интересы художника лежат в области современного искусства, взаимодействия разных видов искусства, экспериментирования. Необычные концептуальные работы Барамова были представлены в прошлом году в болгарском павильоне на Венецианской биеннале. В Вологде также можно увидеть разные направления творческой мысли Барамова – специальная авторская выставка работает на первом этаже МТЦ «Дом Корбакова». Роберт, впервые приехавший в Россию, высоко оценил уровень организации экслибрисного форума, отметив повышенное внимание к событию со стороны Правительства Вологодской области и Администрации города Вологды, оказавшим гостям конгресса радушный прием: «Ваши власти серьезно подходят к организации этого форума, проявляют большую заботу о гостях – это производит впечатление, – заметил Роберт Барамов. – В других странах я редко видел такое участие».

Испытывая, наверное, чисто российскую неловкость за прагматический подход к теме, мы, тем не менее, задавали художникам вопрос и о цене экслибрисов и гравюр. Если российские и белорусские художники несколько смущенно и уклончиво отвечали на вопрос о стоимости своих работ, рассуждая о том, что цена произведений искусства – вещь нестандартная, зависящая от множества субъективных факторов, могущая изменяться в любую сторону, обсуждаемая больше в приватной беседе с автором, то Роберт Барамов по-европейски деловито рассказал, сколько он просит за свои работы, и также деловито заметил, что 10 работ, которые он отдал в обмен на работы молодого белоруса, тянут примерно на 2000 евро. «Парень мне понравился, и я с готовностью согласился поменяться с ним. Ему хочется учиться, развиваться, и хорошо, что на конгрессе мы можем передавать свои знания и опыт молодым». По поводу передачи опыта Барамов также заметил, что в этом отношении очень активна делегация из Китая, который сейчас переживается настоящий экслибрисный бум. Как рассказал Роберт, экслибрисом в Китае стали заниматься не так давно, но китайские авторы очень быстро учатся, а правительство страны активно реагирует на потребности художников, поддерживает этот интерес, финансирует поездки и покупки работ участников экслибрисных форумов из других стран с тем, чтобы внимательней изучать различные техники и приемы.

С китайскими художниками, действительно составлявшими на конгрессе особую группу, очень бурно и восторженно реагирующую на все происходящее (в том числе на красоты северной природы и архитектуры во время поездок по музеям Вологодской области), мы также попробовали выстроить коммуникацию – но поскольку наш английский оставляет желать лучшего, а их английский в нашем понимании не очень был похож на английский, то пришлось ограничиться языком жестов, на котором, мы, собственно, и смогли узнать их мнение о Всемирном конгрессе экслибриса в Вологде: к счастью, поднятый вверх большой палец со времен римских гладиаторов во всем мире означает одно и то же.

Теги: экслибрис, Всемирный конгресс экслибриса, ВОКГ
Елена Легчанова, фото Елены Легчановой, Татьяны Гамиловой

Новости по теме