12+

О «Заволжской Фиваиде» узнали гости фестиваля «Рубцовская осень», посетив село Никольское

Экскурсию по одноименной экспозиции Бирюзового дома и по Церковной горе провела автор статьи «Заволжская Фиваида» (2015), исследователь творчества Николая Рубцова Марина Кошелева.

Понятие «Заволжской Фиваиды» раскрывается в Бирюзовом доме через рубцовское слово, сопряженное с предметным миром: изделиями местных мастеров народных промыслов, картами-схемами, архивными документами и авторскими фотографиями Андрея и Марины Кошелевых.

Гости узнали, что долина реки Толшмы была вписана знаменитым русским историком Василием Ключевским в контуры грандиозного кольца монастырей, охватывающих европейский север России.

Из представленной в экспозиции брошюры, изданной АНО «Бирюзовый дом» в 2013 году к столетию последнего здания Никольского храма, можно узнать, что 500 лет назад на месте ныне действующего Храма Николая Чудотворца на реке Толшме был монастырь. Об этом можно судить по тексту жалованной грамоты великого князя Василия III от 19 марта 1528 года, выданной игумену Иеву, основателю воздвигнутой «на Кочевеском на рубеже на диком лесу» обители. Текст гласил: «Нам бы того игумена Иева з братьею пожаловати, велети ему у тое церкви служити и на том лесу дворы ставити и пашни розпахивати…».

В экспозиции показано, что текст грамоты отразил глубинную связь между образом святителя Николая Чудотворца, глубоко почитаемого на Русском Севере за его помощь в крестьянских трудах и покровительство в путешествиях, с былинным богатырем-пахарем Микулой Селяниновичем «с его сошкой дорога чёрна дерева, с его гужиками шелковыми, с омежиком серебряным, с присошками красна золота». Эта связь была гениально воспроизведена в духовном послании поэта Николая Рубцова: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы / Старинной короной своих восходящих лучей!».

Экспозиция «Заволжская Фиваида» в Бирюзовом доме отражает характерные особенности будущего литературного музея «Долина детства»: тесную связь с современной жизнью и её проблемами, вовлечение местного и профессиональных сообществ, постоянную реинтерпретацию экспозиционного пространства, организацию пространства диалога, тщательное сопряжение вещей и слов, четко выраженную ориентацию не только на трансляцию знаний, но и на порождение переживаний.

АНО «Бирюзовый дом»