12+

«И пригласил слова на пир…» Вечер памяти поэта Леонида Губанова открыл новый творческий сезон в «Доме дяди Гиляя»

Литературная резиденция открылась в Вологде в прошлом году. Поскольку главным ее «героем» стал писатель и журналист Владимир Гиляровский, некоторое время проживавший в другом доме по улице Большой Архангельской (нынешней улице Чернышевского), то организаторы – Вологодское отделение Союза российских писателей – постановили за правило восьмого числа каждого месяца (день рождения Гиляровского – 8 декабря) проводить здесь встречу, посвященную литературе.

Поэт Леонид Губанов, рано ушедший из жизни и не столь широко известный, как того заслуживают его стихи, был яркой фигурой для своего времени и сегодня заслуживает внимательного прочтения и осмысления. Елена Титова, преподаватель филологического факультета ВоГУ, познакомила собравшихся с основными вехами жизни и творчества Губанова. Родился он в 1946 году – 20 июля этого года ему исполнилось бы 70 лет. Образование его ограничилось восемью классами школы, дальше была работа грузчиком в булочной, на фабрике платков и пр. Поэтическое творчество стало для него отдушиной, выходом в мир интеллектуальных поисков. История его как поэта с самого начала была драматичной, а отчасти и скандальной. Первой – и единственной – публикацией в печати стало стихотворение в 12 строк в журнале «Юность», вызвавшее массу насмешек и фельетонов. После этого печатать Губанова перестали, но он не сломался в этой ситуации – стал издаваться самиздатом, читал стихи на поэтических квартирниках. Созданный им СМОГ – «Смелость, Мысль, Образ, Глубина» или «Самое молодое общество гениев» – был своего рода авангардным поэтическим течением, в котором увидели угрозу моральным устоям социализма. В жизни Губанова были угроза ареста или выдворения из страны, психиатрическая больница, алкоголь. Умер он за рабочим столом, в возрасте 37 лет, от сердечного приступа – как и предсказал в своих стихах.

«Это творческая личность с огромной энергией самоотдачи через слово, – отмечает Елена Титова. – Ранняя его лирика построена на реминисценциях и повторах, но ему удается, благодаря природному дару, переплавить все это по-своему и сохранить свое лицо – может быть, это и есть признак гения. Поражает стихийность его поэзии – кажется, что он просто берет слова, которые приходят ему в голову, и сталкивает их, или пишет в каком-то сомнамбулическом состоянии. По неподтвержденным данным, Губановым написано около 1000 стихов и более 20 поэм, хотя книг его издано мало; самое доступное, хоть и не самое полное из изданий – сборник «Серый конь». Но до середины 70-х это была одна из самых популярных личностей в Москве: в день его рождения у дома дежурила милиция, потому что люди шли потоком в его квартиру, где он читал стихи. О Губанове упоминают в своих текстах Эдуард Лимонов и Андрей Битов, книгу о нем написал Владимир Олейников, один из «смогистов». Это поэт непрочитанный, но не забытый, поэт, о котором можно и нужно спорить».

Светлана Гришина