В дни «Рубцовской осени» музей «Литература. Искусство. Век ХХ» представил вниманию посетителей не совсем обычную выставку. По словам ее создателей, они попытались «проиллюстрировать знаковые стихотворения Николая Рубцова предметами, каждый из которых сам по себе или во взаимосвязи с другими стал артефактом жизни поэта и человека». Другими словами, инсталляция «Волны и скалы» стала попыткой совмещения двух, казалось бы, несовместимых субстанций: музейного предметного мира и эфемерного, невещественного мира поэзии. «За счет символического осмысления вещи мы хотим представить основные вехи жизни поэта в этом довольно сжатом, небольшом пространстве экспозиции», – поделилась куратор выставки, сотрудница литературного музея Елена Романова.

Гильзы на тарелке отсылают к голодному военному детству Рубцова, напоминают о его сиротстве, жизни в детском доме. Лодка («...буду до ночной звезды лодку мастерить себе...») – вечная мечта о свободе, символ пути и одновременно зыбкость, ненадежность этого пути. Часто встречающийся у Рубцова образ коня, верховой езды («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...») также ассоциируется и со свободой, и с ускользающим временем, которое нельзя повернуть вспять, а часть конской упряжи – колокольчик – одновременно являет собой аллюзию на колокольный звон, благовест, зовущий в храм. Есть в инсталляции и весы, на одной чаше которых – томик стихов, на другой – пустой стакан: символ, если иметь в виду биографию Рубцова, тоже вполне понятый: «Вы понимаете меня. Вы восхищаетесь стихами. Вы поднимаете меня, как поднимаете стаканы...» Есть фонарь, в контексте выставки символизирующий домашнее тепло и свет, луч маяка, который не дает морякам свернуть с пути («Спасибо, скромный русский огонек...») – и одновременно поэтическое озарение, и надежду, и много чего еще... И, конечно, как обойтись без краеугольного камня – вещественного символа творчества – печатной машинки «Прогресс», венчающей перспективу выставки.

«Название экспозиции «Волны и скалы», как и выбор всех предметов для инсталляции, не случайно: поэта бросает по волнам жизни, как в шторме, его путь – путь скитальца, который стремится к берегу, но не в силах его обрести, – заметила, открывая выставку, заведующая музеем «Литература. Искусство. Век ХХ» Нина Смелкова. – Мы надеемся, что эта многозначная выставка станет частью нашей постоянной музейной экспозиции, посвященной Николаю Рубцову».

Теги: литературный музей, Рубцовская осень
Елена Легчанова

Новости по теме