Экспозиция «Монашеская келья» была построена в 2002 году на первом этаже Братского корпуса. Она занимала одну келью и два подсобных помещения. Созданию экспозиции в Братском корпусе предшествовала многолетняя работа архитекторов и реставраторов. Им удалось выявить историю строительства, сложную структуру этого жилого здания XVII-XIX веков и его необычную планировку.

«Экспозиция была расположена в одном блоке с рабочим кабинетом архитектурного отдела, хозяйственными и складскими помещениями. Одним входом пользовались посетители экспозиции и сотрудники музейных отделов, а на второй этаж вела поздняя деревянная лестница, при устройстве которой был пробит первоначальный свод. Все это создавало различные неудобства, – рассказали в музее. – Создание комфортных условий для посещения экспозиции и расширение экспозиционного пространства с использованием современных информационных технологий стало одной из главных задач для специалистов музея-заповедника».

В 2014 году было запланировано создание новой экспозиции, а результатом воплощения проекта стало открытие постоянной экспозиции «Монашеская келья», где можно окунуться в атмосферу XVII-XIX веков, представить интерьер жилища инока и схимника Кирилло-Белозерского монастыря, а также познакомиться с уникальной архитектурной особенностью Братского корпуса – включением в его композицию маленьких световых двориков.

«На начальном этапе реализации данного проекта была демонтирована деревянная лестница, восстановлен первоначальный свод, освобождены соседние с кельей помещения, каждое из которых в этом экспозиционном блоке самостоятельно и может быть осмотрено в любом порядке. Экспозиция рассчитана на посетителей, которые сами выбирают маршрут в зависимости от своих интересов», – отмечают специалисты музея.

Обновленный экспозиционный блок включает в себя:
– Сени. В помещении демонстрируются материалы, повествующие об основателе Кирилло-Белозерского монастыря – монахе Кирилле, его приходе, об уставе монашеской жизни.
– Келью монаха-инока.
– Комнату для келейных занятий – иконописи и книгописания.
– Засенье – комплекс для хозяйственных предметов.
– Коридор, ведущий в световые дворики. Здесь можно познакомиться с архитектурными чертежами монашеского корпуса.
– Внутренний дворик – место, где находились затопы келейных печей первого этажа.
– Келью схимника – монаха, посвященного в схиму; схима – высшая степень монашества, предписывающая затвор и соблюдение строгих правил.

В построении экспозиции использованы экспонаты фонда музея, задействованы коллекции керамики, ткани, дерева, графики, иконописи, отдела письменных источников.

Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений позволила расширить экспозиционное пространство, познакомить посетителей музея с уникальной особенностью Братского корпуса – включением в его композицию небольших двухэтажных световых двориков, вокруг которых концентрировалась замкнутая, обособленная от внешнего мира, повседневная монашеская жизнь Кирилло-Белозерского монастыря.

Деятельность по обновлению «Кельи монаха» будет продолжена. В планах сотрудников музея-заповедника – проводить для посетителей интерактивные занятия с использованием современного оборудования и новейших технологий.

Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме