12+

Ксения Реутова: «Коронный жанр современного немецкого кино – трагикомедия»

Ксения Реутова, журналист, кинообозреватель, консультант Фестиваля немецкого кино в Петербурге рассказала порталу cultinfo.ru о современном кинематографе Германии, а также о принципах отбора фестивальных картин. Ксения приехала в Вологду, чтобы представить шесть фильмов в рамках проекта «Немецкое кино: фестиваль зрительских симпатий 2017». Ежедневные показы будут сопровождаться ее краткой лекцией.

Ксения, как бы вы охарактеризовали современный немецкий кинематограф? Какое у него лицо?

Современное кино Германии вращается вокруг нескольких тем. Во-первых, это тема исторического прошлого, причем прошлого не отдаленного – преимущественно ХХ век. То, что происходило в Германии в ХХ веке, касалось не только Германии – касалось всего мира. Первая мировая война, Вторая мировая война, холокост, разделение страны на восток и запад, Берлинская стена и ее падение как один из символов окончания холодной войны... На эти темы немцы научились снимать очень красивые, пафосные, качественные высокобюджетные фильмы. Вторая тема – столкновение и взаимодействие культур в процессе миграции. Эта тема очень актуальна в последние годы в связи с прибытием большого количества беженцев, но на самом деле немецкое кино работает с ней очень давно. Много лет трудиться в Германию ехали и турки, и югославы, и итальянцы, и греки, и кино сразу отреагировало на эту тенденцию. Вообще немецкое кино очень социальное: оно всегда пытается анализировать, что происходит со страной сейчас, не боится острых тем. Третья важная тема – тема семьи. Семья в Европе сейчас меняется – это уже не та патриархальная ячейка общества, которая существовала веками, и в процесс этих изменений вглядывается современное немецкое кино.

А что можно сказать о жанрах и стилях?

Немецкое кино трудно классифицировать – оно всегда очень разное. В нем представлены практически все жанры, которые существуют. Наверное, самый популярный и самый кассовый жанр – это немецкая комедия, но немецкий юмор очень специфичен и, как правило, непонятен иностранцам. Зарубежный зритель не считывает немецкий контекст – то, над чем смеются немцы, ему не смешно. Поэтому немецкая комедия – чаще всего продукт для внутреннего потребления, хотя есть и очень успешные исключения.

Исторические драмы, напротив, универсальны в плане понимания и восприятия. Пример – фильм «Жизнь других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, который 10 лет назад получил «Оскар». Это историческая драма об агенте Штази (министерства государственной безопасности ГДР). А коронный жанр современного немецкого кино – трагикомедия, которая удается немцам лучше всего. Это такой коктейль из мягкой иронии, юмора и драматических сюжетных поворотов. И хотя зритель смеется каждые пять минут, упор здесь делается на «траги», а не на «комедию». Всю картину пронизывает ирония, но она не «смешная» в обыденном смысле этого слова. Сейчас на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» претендует фильм Марен Аде «Тони Эрдманн» – это тоже трагикомедия.

Как составлялась программа фестиваля? По каким критериям отбирались фильмы?

Программа называется «Немецкое кино: фестиваль зрительских симпатий», и в нее вошли фильмы, которые уже получили отклик со стороны зрителей. С другой, мы всегда стараемся, чтобы немецкая программа была своеобразной панорамой современного немецкого кино, чтобы фильмы не были однотипными. Каждая их этих картин отражает какую-то тенденцию современного немецкого кинематографа.

Эту программу уже видели зрители других городов. Какова была их реакция?

Да, все эти фильмы были показаны на фестивале в Петербурге в 2014 и 2015 годах, а совсем недавно показы прошли в Мурманске, Архангельске и Петрозаводске. В каждом из городов на показы собралась своя аудитория. В Мурманске это были студенты университета. В Петрозаводске – подготовленная требовательная публика – зрители кинотеатра, в котором фестивальные показы проходят постоянно. На фильм «Хеди Шнайдер застряла» пришло много… врачей-психиатров, которые заинтересовались тем, как в кино показаны клинические признаки депрессии. В Архангельске – посетители библиотеки им. Добролюбова, большого культурного центра, где есть даже настоящий кинозал.

Какие яркие имена, связанные с современным немецким кинематографом, можно назвать?

В современной немецкой кинорежиссуре много женщин (прекрасный режиссер – Марен Аде, которую мы уже упоминали). Это, кстати, общемировая тенденция. Самое радикальное авангардное направление немецкого кинематографа – «Берлинская школа», его лидеры – Ангела Шанелек, Кристиан Петцольд и Томас Арслан. Тиля Швайгера у нас хорошо знают как актера, но он одновременно успешный режиссер, который снимает самые кассовые фильмы. Фильм молодого режиссера Йоханнеса Набера «Время каннибалов» есть в программе нашего фестиваля. Нужно еще отметить, что в Германии давно сложилась мультикультурная среда. Один из лучших немецких режиссеров – Фатих Акин, родители которого приехали в Германию из Турции. Огромна популярность Элиаса М’Барека – немецкого актера тунисского происхождения.

Несколько немецких актеров сделали карьеру в Голливуде и в европейском кино. Это Даниэль Брюль, Мориц Бляйбтрой и Тиль Швайгер. Из женщин – звезд немецкого кино можно назвать Нину Хосс, которая снимается как в жанровом кино, так и в американских сериалах (например, в сериале «Родина»); она «муза» режиссера Кристиана Петцольда, который приглашает ее почти в каждую свою картину. В фильме «Время каннибалов» все три актера – Дэвид Штризов, Себастьян Бломберг и Катарина Шюттлер – звезды немецкого кино. Вообще в немецком кино очень много актеров – нет такого, что одно и то же лицо встречается из фильма в фильм.

Зачем, с точки зрения кинокритика, нужны кинофестивали?

В современном мире кинофестивали превратились в своего рода альтернативный кинопрокат. Кино сейчас показывают в основном в больших залах, в мультиплексах – и это, как правило, массовый кинематограф. В больших городах есть, конечно, одно- или двухзальные кинотеатры, демонстрирующие авторское кино, но их мало, а фильмов снимается очень много, и многие из них проходят мимо зрителя. Конечно, их можно скачать в интернете, но я всегда призываю смотреть на большом экране, потому что это именно тот вид, в котором кино должно существовать. А фестиваль – это место, куда зритель может прийти, чтобы увидеть авторские фильмы, которые на большом экране не увидеть больше нигде. При этом важно, что фильмы эти отобраны профессионалами – человеку, который постоянно не следит за процессом, выбрать фильм для просмотра самостоятельно довольно трудно.

Кроме того, фестивали формируют киноаудиторию. У кинокритиков есть такое понятие – насмотренность. Когда ты смотришь много разного кино – и это не беспорядочный, а целенаправленный просмотр, – ты постепенно начинаешь в нем ориентироваться. Кстати, воспитывать вкус к кино не так уж и сложно. И чем больше хорошего кино человек смотрит, тем выше его требования к тому, что ему показывают.

Каждый показ будет сопровождаться вашей лекцией – на что они будут направлены?

Я большой противник спойлеров, поэтому я почти не говорю о сюжете фильма – ничего, кроме того, что есть в программе. Рассказываю я в основном про контекст, про ту атмосферу, в которой эти фильмы живут, про то, как они связаны с историей немецкого кино. Объясняю, как развивался немецкий кинематограф и как он пришел к тому, что есть сейчас.

Показы фильмов пройдут на языке оригинала с субтитрами – это принципиальный момент?

Да! Когда мы убираем язык из кино, делая дубляж, мы лишаем героев очень важной части их образа. Над звуком в любом фильме много работают, звуковое пространство кинокартины всегда заполнено, а при дублировании часто получается, что голоса звучат из пустоты.

Если зрители захотят поговорить о чем-то после фильма – у них будет такая возможность?

Да, и это очень важно: кино нужно не только смотреть – о нем обязательно нужно говорить. Поэтому предполагается, что после каждого показа будет дискуссия. Конечно, я не могу отвечать за режиссера, продюсера или артистов, но что касается контекста, сюжетных поворотов, языка –всё это я могу прокомментировать.

Светлана Гришина