12+

Согреться теплом родного очага и лирикой любимых строк Ольги Фокиной приглашает музей «Литература. Искусство. Век XX»

27 октября открылась выставка-инсталляция «Храни огонь родного очага», посвященная юбилею Ольги Фокиной. Сотрудники музея представили творчество поэта через знаковые предметы-символы, которые звучат в ее стихах.

Посетители экспозиции словно входят в деревенскую избу: ее пол устлан домоткаными половиками, в центре стоит «русская печь», в которой томятся чугунки с исконно русским угощением. Самовар располагает к теплому общению и посиделкам.

Автор, создатель и куратор выставки Елена Романова рассказала гостям о замысле музейной инсталляции: «Строчки Ольги Фокиной «Храни огонь родного очага», наверное, можно сделать эпиграфом к ее творчеству. Стихи поэта будто защищают и хранят уклад жизни уходящей деревни и тот мир, который для нас, молодого поколения, фактически утрачен. Главные символы в нашей инсталляции – печь, огонь, очаг, потому что это основа русской избы и быта крестьянина. Очаг греет и кормит, раньше без него невозможно было представить жизнь на севере. Пламя горит и светит. Это символ жизни и поэзии».

На открытии гостям, почитателям таланта Ольги Фокиной представилась возможность узнать о любимом поэте от ее близкого человека, дочери Инги Чурбановой. «Если подходить к текстам Ольги Фокиной поверхностно, поднимая бытовую часть (чему способствуют диалектизмы и особенная северная речь), то неизбежно утопаешь в этом звучании и «журчании», забываешь о форме и содержании. Поэзия Ольги Александровны тем интересна, что сочетает в себе самые глубинные, народные, фольклорные мотивы и в то же время философичность текстов. Чугунки, дорожки, изящный стул, представленные в экспозиции, отражают стихотворный колорит, расширяя семантическую и бытийную фокинскую атмосферу от самых глубин до философских высот», – отметила Инга Александровна.

В дружеской обстановке, за разговорами, удалось узнать, что в одном из давних интервью Ольги Фокиной, скорее всего, не обошлось без авторского преувеличения. Там говорилось: «Стихов я в деревне не пишу. На покос хожу, корову дою, печь топлю, в огороде, в лесу пропадаю. А по вечерам скамейка у калитки становится источником последних известий: кто уехал, чей дом продали, кто у кого родился…». Инга Чурбанова пролила свет на некоторые подробности жизни своей мамы: никаких «отпусков» в деревне поэт не берет, и в 80 лет Ольга Александровна делает ежедневные записи, пометки стихотворных строк. Так было всегда. В процессе написания стихов Ольга Фокина часто напевает их.

«Когда мы уезжали на лето в деревню, мы не были активно вовлечены в хозяйственные процессы. Конечно, помогали. В этом заслуга матери Ольги Александровны, что она давала дочери возможность заниматься поэзией. И корову никогда не доила, бабушка попросту ей не разрешала, так как это животное очень привыкает к одним хозяйским рукам. Я хорошо помню, как мы заготовляли сено. А в лесу мама и сейчас бывает, причем может не взять сотовый телефон и не написать, куда ушла. Про разговоры с соседками скажу так: у нас и забора в деревне нет, не говоря о калитке. Да и соседки все занятые, кто – домом и хозяйством, кто – скандинавской ходьбой», – рассказала Инга Александровна. Она объяснила, что образ Ольги Фокиной нередко обрастает «обертонами смысла». И по ее мнению, это абсолютно нормально. «К примеру, у человека есть «мой Пушкин», и есть Пушкин. Наверное, так и с Ольгой Фокиной», – предположила Инга Чурбанова.

Лирическую атмосферу на открытии выставки создали песни и романсы на стихи Ольги Фокиной в исполнении студентов ВоГУ. Также стихи автора прочли сотрудники Вологодской областной научной библиотеки.

Выставка «Храни огонь родного очага» будет работать в музее «Литература. Искусство. Век XX» в течение года. Дополнительная информация по телефону: 8 (8172) 75-55-39.

Кристина Страмова