Несмотря на то что имя основателя вологодского театра кукол Анания Бадаева для культуры региона значит очень много, сведения о его биографии довольно скромны и порой противоречивы. Даже год рождения выдающегося актера и режиссера, стоящего у истоков вологодского театрального искусства первой половины ХХ века, в разных источниках указывается разный: то ли 1887, то ли 1888. Очень мало известно о его дореволюционной жизни, покрыта мраком история его переезда из Москвы в Грязовец, а затем в Вологду. И потому визит в «Теремок» внучатой племянницы жены Анания Бадаева Натальи Алексеевой, живущей в Петербурге, стал приятным сюрпризом для работников театра, собирающих сведения о его истории. А еще бо́льшим сюрпризом стало то, что Наталья Александровна смогла показать место, где похоронен Ананий Бадаев и его жена. До этого момента место захоронения основателя вологодского театра кукол считалось неизвестным.

На Пошехонское кладбище Вологды вместе с Натальей Александровной отправились директор «Теремка» Елена Бухарина и завлит театра Ольга Плисс. Наталья Александровна рассказала, что старается приезжать на могилу почти каждый год, но только недавно ей пришла в голову мысль обратиться в театр и поделиться воспоминаниями о чете Бадаевых. Она провела небольшую экскурсию по «бадаевским местам»: показала дом, где они жили с супругой, рассказала, как во время работы Бадаевых в театре выглядел нынешний «Теремок», вспомнила, каким значимым местом для Вологды был Дворец культуры железнодорожников.

У Анания Васильевича и его жены Ольги Евгеньевны не было собственных детей и потому дочку, а потом и внучку сестры Ольги Евгеньевны они любили, как родных. Наталья Александровна вспоминает, как часто она бывала у «Лёли и Асеньки» – так она называла двоюродную бабушку Ольгу и ее мужа Анания. Ананий Васильевич принимал живейшее участие в воспитании девочки, даже порой ходил на родительские собрания в школу, где она училась. В архиве Натальи Алексеевой сохранился фотоальбом, составленный Ананием Бадаевым. В альбоме – любовно вклеенные фотографии самого Анания Васильевича с маленькой Наташей на руках и карточки Натальи в разные периоды жизни: вот она еще совсем ребенок, потом – школьница, потом – студента ЛГУ… Подписи к фотографиям сделаны рукой самого Бадаева.

Ананий Бадаев – человек со сложной судьбой, в которой так или иначе отразились все трагические вехи первой половины ХХ века. Он родился в Москве, с 11 лет работал на чаеразвесочном заводе (по некоторым сведениям, принадлежавшем его родителям), затем – рассыльным в конторе, корреспондентом. Потом была Первая мировая война и немецкий плен, возвращение на родину и поступление на учебу в студию МХАТ. Окончив студию, Бадаев переезжает в небольшой вологодский городок Грязовец, где организовывает рабоче-крестьянский молодежный театр. Причины, побудившие Бадаева уехать из столицы в Грязовец, также неясны: возможно, он был сослан (хотя Наталья Александровна уверяет, что он приехал на Вологодчину добровольно, движимый желанием развивать здесь театральное движение, что с успехом и делал всю свою жизнь). В 1923 году Ананий Бадаев с супругой Ольгой приезжают в Вологду, где живут до самой смерти.

Ольга Евгеньевна стала второй женой Бадаева. По словам ее внучатой племянницы, первая его жена, а также мать и сестра Анания Васильевича умерли от холеры в Москве (по другим сведениям первая жена Бадаева умерла в Грязовце после их переезда на Вологодчину). Ольга Евгеньевна, выпускница высших женских Бестужевских курсов, впоследствии ставшая заслуженным работником культуры РСФСР, всю жизнь обеспечивала Ананию Васильевичу надежный тыл, поддерживая его во всех профессиональных начинаниях, выхаживая во время тяжелых болезней (паралич после инсульта).

Значение деятельности Бадаева на ниве вологодской культуры трудно переоценить. Выдающийся актер и режиссер более 10 лет руководил драмстудией Клуба Октябрьской революции (знаменитого КОРа, впоследствии ставшего Дворцом культуры железнодорожников). В 1934 году по его предложению в Вологде был открыт театр юного зрителя, где Бадаев стал директором, режиссёром и художественным руководителем. В 1937 году Ананий Бадаев организовал группу кукольников из пяти человек – с этого момента ведет свое летосчисление вологодский театр кукол «Теремок», на спектаклях которого выросло не одно поколение юных вологжан.

В 1934-1941 годах Ананий Бадаев совмещал работу в театре с преподавательской деятельностью в Вологодском педагогическом институте. После закрытия ТЮЗа был назначен заместителем начальника областного отдела искусств и одновременно – художественным руководителем областного театра миниатюр, позднее – режиссёром областного агитационного театра и фронтовой бригады. В ноябре 1942 года лично выезжал на Волховский фронт, где помогал красноармейцам организовать фронтовую самодеятельность (призыву Бадаев не подлежал из-за серьезных проблем со зрением). С 1944 по 1953 год работал художественным руководителем во Дворце культуры железнодорожников и вновь создал там драматический коллектив.

С 1995 года в Вологде в честь основоположника Вологодского кукольного театра каждый год в День театра – 27 марта – вручается профессиональная премия имени Анания Бадаева «За лучшую роль в кукольном спектакле».

В апреле 2017 года на Вологодчине отмечалось 130-летие со дня рождения Анания Бадаева. Теперь на карте Вологды появилась точка, куда можно прийти, чтобы отдать дань памяти выдающемуся деятелю вологодского театрального искусства.

Теги: Ананий Бадаев, Теремок
Елена Легчанова

Новости по теме