Наталья Мелёхина, как и Василий Белов, пишет о деревне – только деревня ее совсем другая. «У меня со школьных лет было сложное отношение к творчеству Василия Ивановича Белова, – говорит Наталья. – Когда я читала, скажем, его «Кануны» и другие вещи подобного рода, я остро чувствовала то несоответствие, которое было между беловским деревенским миром и тем, что я видела вокруг. В произведениях Белова – огромная и могучая сельская цивилизация; крестьяне, фактически держащие на своих плечах всю Россию. Моя деревня – четыре жилых дома с живущими в них стариками. Из-за этого контраста было очень больно и рождалось какое-то неприятие.

Все изменилось позже, когда я поступила на филфак. С определенного момента стало понятно, что если бы Белов для таких, как я – наследников сельской цивилизации, деревенских детей, выросших в маленьких деревнях, – не описал эту цивилизацию, то мы бы ее не знали. И теперь, когда я читаю «Лад», то понимаю, что у него была сложнейшая задача – успеть описать все это, потому что после него уже некому было бы это описывать. Некому и нечего.

Вот говорят: ни одной истины не поймешь, если не пройдешь через ее отрицание. Со мной в отношении творчества Белова происходило то же самое: если сначала проза Белова не нравилась мне именно из-за ее достоверности, ее реализма, ее силы – то потом по тем же самым причинам она мне не просто понравилась – стала частью жизни».

В рамках акции «Слово Белова» Наталья Мелёхина читает отрывок из беловских «Канунов», посвященный бобылке Тане – полунищей старушке, потерявшей всех своих детей и мужа на мировых и гражданских войнах.

Редакция cultinfo.ru

Новости по теме