А вот интересно было бы спросить кого-нибудь из писателей-фантастов, доживших до того «будущего», которое они описывали несколько десятков лет назад!.. «Как вы находите наше сегодняшнее настоящее? Какие чувства оно у вас вызывает? Удивление?.. Восхищение?.. Удовлетворение своей прозорливостью?.. Или, может быть, разочарование?.. А не пугает ли вас наступившая реальность?..» Пьеса Виктора Ольшанского «Училка XXI века» (другое название – «Железяка»), написанная чуть больше 30 лет назад, рисует перед нами картину будущего, в котором мы, по сути, уже живем. Конечно, XXI век еще весь впереди и, возможно, наши дети и внуки еще увидят обитаемые искусственные спутники и прочие достижения прогресса. Однако не хотелось бы, чтобы они жили в мире с искусственной травой, с лесами, превратившимися в парки развлечений, и с зоопарками, где доживают век звери, в дикой природе полностью уничтоженные. Где по улицам городов ходят полицейские патрули с автоматами наперевес, школы закрыты, а детей учат роботы…

Школьная тема, несомненно, найдет живой отклик у публики всех возрастов: все дети учатся в школе, а взрослые – это либо их родители, либо учителя. Сюжет пьесы построен на споре: какой учитель нужнее – тот, который передаст некую сумму знаний, или тот, кто научит думать и сопереживать? Кто лучше справится с процессом обучения – бесстрастная машина или человек? Об этом спорят две учительницы – после закрытия школ одна из них смирилась с новым положением вещей и работает менеджером в компании, поставляющей обучающих роботов, а другая не смогла победить в себе «училку» и хочет учить и воспитывать детей, как раньше.

Спектакль наполнен событиями, принимающими самый неожиданный оборот. Герои то и дело ломают установленные правила – и в итоге именно на этом пути находят себя. 14-летний Марк Трайвер взрослеет на наших глазах, из хулиганистого подростка превращаясь в юношу, берущего на себя ответственность за любимую девушку. Мать Марка находит в себе силы отказаться от шлема виртуальной реальности, который полностью заменил ей настоящую жизнь. И только деспотичный Трайвер-старший, поборник идеи деления людей на первый и второй сорт, остается таким же, как был, – и проигрывает. Нэнси Аллен – «училка № 000/а041» – чувствует себя счастливой на своем месте, хотя ведет рискованную игру с обществом, где робота трудно отличить от живого человека – и по внешности, и по поведению. И трудно предсказать, как поведет себя сломавшийся робот, особенно если у него в руках гамма-излучатель или автомат…

Режиссеру Борису Гранатову, поставившему спектакль, тема учительства особенно близка: по первому образованию Борис Александрович – педагог. «В 1969 году я закончил дефектологический факультет Киевского педагогического института, получив специальность сурдопедагога и дефектолога, – рассказывает режиссер. – Проходил практику, работая с глухими и умственно отсталыми детьми, после учебы работал в школе для глухих и слабослышащих в Киеве. Этот опыт очень пригодился, когда мы ставили спектакль «Сотворившая чудо»: мне не понадобилось приглашать консультанта, потому что я знал ситуацию изнутри и всё, что мог, сам объяснял артистам. Учительские навыки вообще хорошо помогают режиссеру: это умение удерживать внимание, организовывать слаженную работу многих людей. Кроме того, артист, если он правильно профессионально воспитан, учится всю жизнь – и режиссер должен уметь ему в этом помочь. А еще работа сурдопедагога оставила мне очень полезный навык общения жестами – иногда они действуют лучше, чем слова, когда нужно быстро восстановить тишину или привлечь к себе внимание».

Проблемы школы и воспитания в современном обществе глубоко волнуют режиссера. «Воспитывая – обучай, обучая – воспитывай, здесь нельзя отделить одно от другого, – делится размышлениями Борис Гранатов. – Передать некую сумму сведений может тот же компьютер, но воспитать творческую личность, умеющую самостоятельно мыслить, под силу только профессионалу, любящему детей и свое дело. Сегодняшняя установка на то, что учитель должен давать знания, а воспитание – дело родителей, кажется мне неверной. Не отсюда ли нападения подростков на одноклассников и учителей в школах, страшные драки между детьми?.. Мы в свое время, конечно, тоже дрались, но чтобы подкараулить и впятером избить одного до полусмерти – такого и представить было нельзя. А ведь мое детство пришлось на послевоенное время – я поступил в школу в 1953 году… Конечно, я далек от мысли, что вот я поставлю спектакль – и в сфере образования сразу всё изменится. Но если хоть кого-то это заставит задуматься – уже хорошо».

Думается, что публика, побывавшая на премьере «Училки XXI века», действительно задумалась над увиденным. Юный зритель – лучший «индикатор» успешности спектакля. 300 с лишним подростков невозможно заставить «сидеть тихо» и «вести себя прилично» на протяжении двух с половиной часов, если им скучно. А тут сидели, внимали, даже смартфонами не светили в темноте. Значит, всё-таки она существует – пресловутая магия театра. И команда спектакля знает свое дело и свою публику, обмануть которую невозможно.

Теги: ТЮЗ
Светлана Гришина

Новости по теме