12+

«Мост культур» соединит Вологду и Уфу

Межрегиональная выставка «Мост культур. Уфа – Вологда: Александр Пантелеев, Михаил Копьев, Ян Крыжевский» откроется 19 января в Доме Корбакова.

«Одним из важных центров, повлиявших на современную художественную культуру Вологодчины, стал Уральский регион, конкретнее – город Уфа. На этой выставке впервые предпринимается попытка объемно продемонстрировать тот вклад, который внесли уфимские художники в культуру Русского Севера», – рассказывает Ирина Балашова, замдиректора ВОКГ по науке.

Из Уфы в Вологду для постоянной творческой работы переехали три выдающихся живописца: в 1976 году – заслуженный художник РСФСР Александр Пантелеев (1932 – 1990), в 1977 году – лауреат премии Ленинского комсомола Ян Крыжевский (род. 1948), в 1986 году – Михаил Копьев (1947 – 2017), в Вологде ставший заслуженным художником России.

Приезд в северный патриархальный город Пантелеева, Крыжевского и Копьева, мастеров значимого интеллектуального и творческого масштаба, был важен потому, что они несли в себе необычный художественный менталитет, который был органично воспринят местной творческой средой, что впоследствии принесло впечатляющие результаты.

Александр Пантелеев был известен как выдающийся мастер индустриального жанра, но это был и пейзажист-лирик, и создатель удивительных, сложносочиненных композиций на темы искусства и культуры, и талантливый сценограф. Генезис его искусства был очень сложен, включая импрессионизм, кубизм, древнерусскую иконопись, классицизм XVII века, пластические достижения советской школы. Главным отличием Пантелеева было то, что свои замыслы он формулировал зачастую аллегорически, воплощая их в конструктивно-пластическом ключе.

Ян Крыжевский не просто представлял новую генерацию художников, заявивших о себе в 1970-е, но являлся одним из лидеров этого движения. Картина «Новый день» с девушкой-строителем, сидящей на бетонной конструкции дома, сделала молодого художника известным всей стране. Его творческий метод именовали по-разному: «документальный романтизм», «фотореализм», «метафизический реализм», и все эти определения были верны. Ведь его ясные только на первый взгляд полотна, тщательно прорисованные и исполненные в гладкой манере, оборачивались сюрреализмом внутреннего содержания, неоднозначностью образов. Крыжевскому удалось воплотить новый стиль своего молодого современника, ярко передать как надежды, так и томления целого поколения. Реальным обновлением искусства является созданный им в 1980-е годы «трансреализм», отталкивавшийся от мирового авангарда ХХ века. За десять лет, проведенных в Вологде, Крыжевский буквально всколыхнул патриархальный город.

Михаилу Копьеву суждено было продолжить и развить дело «интеллектуального преображения», начатое его коллегами. Зрители сразу попали под обаяние поистине академического искусства этого живописца и виртуозного рисовальщика. Начиная творчество с работы в театре, он обладал редкой способностью погружения в исторические эпохи и философского осмысления современности, был прекрасным портретистом. 1990-е годы, когда появились его картины на историко-мифологические и религиозные темы, стали временем раскрытия таланта художника. В последние годы жизни религиозная живопись Копьева стала поистине исповедальной, достигнув апогея своей выразительной и пластической силы.

Открытие выставки начнется в 17.00 (ул. Октябрьская, 13).

Вологодская областная картинная галерея