12+

«Формы отношений» художника к себе и к миру – на выставке Алексея Ланцева в галерее «Красный мост»

Современное искусство многолико и неожиданно – это подтверждает открывшаяся в Вологде экспозиция московского художника Алексея Ланцева. Получив серьезное профессиональное образование (за плечами у Ланцева – Краснодарское художественное училище и Суриковский институт), он идет от академической традиции к свободному поиску себя в абстрактной живописи. Учителем Алексея в институте был народный художник России Николай Андронов, известный вологжанам мастер: в стенах областной картинной галереи не раз проходили его выставки. Он был одним из основоположников так называемого «сурового стиля» – направления в реалистическом советском искусстве рубежа 50-х – 60-х годов, для которого характерны обобщенность и лаконичность изображений, акцент на цветовые плоскости и контуры. Как признается Алексей Ланцев, после учебы он одно время находился под влиянием учителя, но понимал необходимость поисков своего пути, который видел в работе с открытым цветом, с плоскостью, в свободной трактовке объектов окружающего мира и впечатлений.

На выставке в галерее «Красный мост» представлено более 50 работ. Как рассказала куратор Светлана Веселова, все они разделены на серии: на первом этаже разместились абстракции и натюрморты, на втором – работы проекта, посвященного испанскому художнику-абстракционисту Хуану Миро, серии «Прозрачные отношения» и «Физкультура». Третий этаж экспозиции знакомит зрителя с пейзажами Ланцева – это натурные впечатления от многочисленных путешествий.

Арт-директор «Красного моста» Людмила Коротаева отметила, что у Ланцева совершенно особый яркий эмоциональный язык, передающий то ощущение мира, которое присуще только ему. Искусствовед Мира Даен обратила внимание на гармоничность экспозиции: «Выставка безукоризненна с точки зрения вкуса, формы и содержания. В 1978 году я готовила в картинной галерее выставку Николая Андронова, которая до сих пор вспоминается как большое откровение. В работах Алексея ощущается глубокая связь с теорией Андронова, который утверждает, что плоскость – это пространство, средство выражения художественного мышления. Художник не просто изображает увиденное – он моделирует свой мир. Поражает скупость средств: он использует всего три цвета – красный, зеленый, желтый и, как производный, синий, но он из этих простейших компонентов извлекает богатые смыслы. Этим его живопись напоминает древнерусскую иконопись».

Полотна, представленные на выставке, совершенно разные – такое бывает, когда художник меняется со временем. Но почти все работы Ланцева, которые он показывает в Вологде, созданы за последние четыре года, и совершенно разные способы осмысления мира каким-то образом уживаются друг с другом. Сам автор объясняет это так: «Я работаю сериями или проектами: пишу ряд работ, которые отвечают определенной идее, но дальше она может развиться в абсолютно новую историю. В моем искусстве много импровизации – могу начать с одного, а в итоге прийти к чему-то совсем другому. Я стараюсь не контролировать этот процесс, не принуждать себя остановиться или вернуться к тому, что делал раньше. Свобода творчества невозможна без импровизации – только тогда художник совершает открытия».

Проекты галереи «Красный мост» неизменно вызывают интерес публики, давая возможность вологжанам знакомиться с яркими представителями современного искусства. Следующий год для галереи юбилейный: «Красный мост» отметит 15-летие. Здесь пройдет выставка костромских художников-графиков, экспозиции Вячеслава Вахрамеева и Сергея Лаврентьева, состоится совместный проект с московским «Манежем» – выставка скульптора Вадима Сидура.

Светлана Гришина