12+

«Анчаровские чтения»: вологодские писатели сделали новый шаг в освоении творчества Михаила Анчарова

11 марта в Вологде прошли Анчаровские чтения. Участниками встречи стали писатели-любители, которые узнали про Анчарова на занятиях студии «Лист» и на фестивале «Плюсовая поэзия» и сделали попытку описать современника в духе героев Анчарова. Сообщения на чтениях – новый шаг вперед в освоении творчества Михаила Леонидовича.
Программу чтений открыл рассказ культуролога Людмилы Якушевой о живописных работах Анчарова – он закончил Суриковсский институт, создал множество полотен, но так и не стал исключительно художником. «Картина делается в одном экземпляре. Поэтому хорошую картину продавать жалко, а плохую стыдно», – говорил сам автор.
Представленные репродукции показывают широту жанров – пейзаж, автопортрет, женские портреты, многофигурные полотна. Они сочны, энергичны, наполнены светом.
Также гостям показали фрагмент телесериала «День за нем», состоящий из 5 серий, в котором центральное место отдано Дню Победы.
Мария Багирова выбрала своей темой показ истории России через семейную эпопею («Новаторство М. Анчарова в способах отражения категории Времени»). Инна Ермилова поделилась своим впечатлением от ранних повестей Анчарова через образ голограммы («Голограмма Анчарова»). Она говорила о чертах ранней прозы писателя, которые составили эту психологическую голограмму. Инна при столкновении с прозой Анчарова «испытала шок, услыхала “тихий взрыв”», поэтому захотела писать сама. Василий Макаров рассмотрел философские аспекты («Философское прочтение романа «Как птица Гаруда»). Ведь Птица Гаруда, именем которой назван роман, переводится с санскрита как всепожирающее Солнце. Этот символ обозначает мгновенное просветление, быстрое и яркое, словно вспышка молнии. Этим названием автор задает вполне определенное ожидание всему тексту романа, в котором прослеживается связь с античной мифологией, проявление идеалистического материализма, задеты идеи нравственности и труда в обществе.

Важно, что Анчаров был и сценаристом, поэтому до сих пор его телеповесть «День за днем», вышедшая на экраны в 1971 году, вызывает возмущенные и восхищенные отклики. Об этом рассказала Анна Политова в работе «Борьба за человека в телевизионной повести М. Л. Анчарова “День за днем”». Да, это было время «оттепели», но потом Россия сделала крутой поворот, и верх взяла не романтика, а экономика. В обществе потребления стали править другие приоритеты. А человек, невзирая на это, все равно хотел понимания и радости. Отсюда и разночтения.
 Свою собственную история постижения Анчарова изложила Галина Щекина (Мой «День за днем» в жизни и на экране»). Будучи студенткой экономического факультета, она поступила и в университет искусств, рисовала, играла на гитаре, подражая героям сериала. Они формировали ее характер, утверждая в ней веру в человека и творчество.
Материалы Анчаровсикх чтений будут опубликованы в сборнике «Почему Анчаров? Книга 4». На закрытии чтений выступили вологодские барды, ведь именно Анчаров стал предтечей русских бардов, именно он стал учителем Высоцкого. А вспомнить об это помогли Лариса Ковалева, Владимир Андреев, Мария Запольских.

Галина Щекина