12+

«Пролистать» свадебный альбом прошлых столетий предлагает Музей кружева

«Листая свадебный альбом…» – выставка под таким названием, посвященная свадебным церемониям, открылась в Музее кружева. Она приурочена к 100-летнему юбилею управления ЗАГС Вологодской области. В экспозиции представлены наряды, аксессуары и свадебные атрибуты XIX – XX веков.

Свадьба – один из самых важных моментов в жизни каждого человека. В этот день он примеряет на себя новую социальную роль – мужа или жены, с этого момента меняется его жизнь. Основой выставки стали свадебные наряды, особенно женские. В современном представлении невеста –это молодая девушка в длинном пышном белом платье с фатой. Но такой наряд у невесты был не всегда, и это подтверждают экспонаты выставки. Так, в крестьянской свадебной традиции свадебным цветом был красный. Платье украшали вышивкой, кружевом. Белый цвет считался цветом печали. Наряд в таком цвете девушка надевала за неделю до свадьбы и кручинилась. Она не выходила на улицу, не пела песни, а плакала. Считалось, что чем больше слез прольет девушка, тем счастливей она будет жить.

«На выставке представлен наряд невесты из Никольского района. В него входит белая рубаха с вышивкой и синий кубовый сарафан в сочетании с платком «канаваткой». В старину говорили: «Голь перекатна, а фата канаватна!». Наряд готовили самостоятельно девушки, а вот фату всегда покупали. Она стоила по тем временам очень дорого – за нее приходилось отдать две-три коровы», – рассказала хранитель коллекции тканей и кружева Вологодского музея-заповедника Надежда Кутейкина.

Вплоть до середины XIX века встречались разные по цвету платья невест, и лишь в конце этого столетия под влиянием европейских традиций появилась мода на белые и кремовые платья. На выставке представлена целая серия свадебных нарядов начала XX века. Платья отличает и обилие деталей. Например, наряд цвета экрю Зинаиды Рябовой украшен большим количеством цветочной вышивки.

После событий 1917 года и с принятием декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» жизнь в стране резко меняется. Замуж выходят в любом новом наряде или в одежде, пригодной для свадебного торжества. Чаще всего это скромные розовые крепдешиновые платьица, одежда из ацетатного шелка. Нарядность костюму придавал яркий ситцевый платок или кружевная косынка.

В военное и послевоенное время свадебные платья были редкостью, выходили замуж в самом приличном платье, которое затем надевали и на другие торжественные мероприятия. Лишь немногие могли позволить себе перешитые трофейные наряды или кусок белого парашютного шелка.

Из воспоминаний о свадьбе 1944 года: «Вместо белого платья с фатой на мне было голубое. На дворе была ранняя весна, но солдаты ухитрились вручить мне целый букет полевых цветов. Специально для нас с мужем устроили ужин в офицерской столовой, но с простой солдатской едой – супом да кашей».

В середине и в конце 1950-х годов девушки вновь шьют платья к свадебному торжеству. В основном предпочитают наряды голубых, розовых и кремовых цветов. На выставке представлены хлопчатобумажные платья из вискозы, их отличает простой крой. Потом дамы использовали их для выхода в театр или на праздничное мероприятие.

С 1960-х годов постепенно усиливается торжественность советского свадебного обряда. Девушки одевались в белые короткие платья. Для жениха был почти обязательным черный костюм с белой рубашкой и галстуком. С конца 1960-х годов начинается фабричное производство свадебных платьев. В это время в стране появляется большое количество шелковых синтетических тканей, пригодных для наряда невесты. На выставке представлен уникальный наряд с комсомольской свадьбы. Жених одет в стройотрядовский костюм, а у девушки белое короткое платье.

«Я выходила замуж в 1979 году, когда к магазинам не применялось слово «купить», а употреблялось слово «достать». Магазины выдавали ткань по талонам. Для свадебного платья я выбрала розовый цвет. Мне шила платье моя подруга – модельер из Череповца, приходилось даже ездить на примерку. Мое платье представлено на выставке», – поделилась вологжанка Ирина Чекалова.

Платьям в пол невесты стали отдавать предпочтение в 1970-80-х годах. В первое время предпочитали платья из гипюра А-образного силуэта или узкие. В 80-е годы длинные платья остаются в моде, но юбка стала более пышной и расклешенной. В 1990-х в моду постепенно входят платья, как у принцесс.

Выставку дополняют свадебные аксессуары, обручальные кольца, бокалы, альбомы, приуроченные к юбилею свадьбы, полотенце и др. Показаны тематические живописные полотна из фондов музея и ВОКГ. Дополняют атмосферу архивные фотографии и документы из управления ЗАГС Вологодской области, в частности заявления на регистрацию брака.

«Просим заключить, согласно Кодексу об актах гражданского состояния, гражданский брак между нами: Павлом Куликовым 18 лет и Елизаветой Кузнецовой 29 лет. Желаем вступить с общего нашего согласия и ни в каком родстве не состоим. Фамилию будем носить Кузнецовы», – говорится в одном из заявлений.

Выставка работает до конца мая.

Наталья Щапкова