После больших премьер – спектакля «Пули над Бродвеем», комедии «Паника» и детских сказок «Волшебник изумрудного города» и «По зеленым холмам океана» – в самом конце своего 168-го театрального сезона Вологодский драматический театр представит постановку малой формы.

12 и 13 мая на малой сцене театра состоится премьера спектакля «Один день из жизни сумасшедшего».

Постановки на малой сцене отличаются своей экспериментальностью. Они готовятся долго и рассчитаны чаще всего не на массового зрителя. Они адресованы в первую очередь тем, кто готов вместе с создателями спектакля исследовать художественный мир произведения, воспринимать предложенное глубоко и личностно.

Спектакль «Один день из жизни сумасшедшего» – литературно-театральный опыт художественного руководителя театра Зураба Нанобашвили. В основе спектакля лежит не драматургическое произведение, а непосредственно литературные тексты – гоголевские «Записки сумасшедшего»; «Записки из подполья» и «Сон смешного человека» Достоевского. Создатели спектакля поставили для себя непростую задачу – перевести прозаический текст на язык действия. В длительном процессе работы над постановкой режиссер и артисты досконально изучают материал, буквально «препарируя» произведения, открывают скрытые смыслы, определяя движущую силу и идейную составляющую будущего спектакля.

Подобные эксперименты – создание спектакля не по готовой драматургической канве, а на основе различных текстовых источников – в последнее время все чаще появляются в репертуаре драматического театра. Первая подобная работа была представлена на фестивале «Голоса истории» в 2007 году – это спектакль «Карамазовы и ад», получивший главный приз фестиваля «За режиссерскую интерпретацию философского романа Ф. М. Достоевского в приемах площадного мистериального театра». Два года назад на сцене драмтеатра появился спектакль «Страх и война», сочиненный Нанобашвили из двух пьес Бертольта Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» и «Швейк во Второй мировой войне». В прошлом году на фестивале «Голоса истории» был представлен спектакль «Святая обитель», созданный на основе житийных текстов.

Тексты Гоголя и Достоевского, выбранные в качестве литературной основы новой постановки «Один день из жизни сумасшедшего», объединяет мысль о несоответствии самоощущения человека и отношения к нему общества. Это несоответствие приводит человека к безумию, и пропасть между ним и реальностью постоянно растет. Но вопрос сумасшествия главного героя в принципе не может быть решен однозначно. Он ли сошел с ума, или мир вокруг него обезумел?

«Одним из ключевых вопросов, поднимаемых в спектакле, – это вопрос из серии «проклятых»: что такое норма? что считать нормой? где ее границы и есть ли они? – делится размышлениями режиссер спектакля Зураб Нанобашвили. – Мы объединили три разных литературных текста и в итоге создали вневременной образ сумасшедшего дома, в котором – в большей или меньшей степени – каждый из нас, считающих себя нормальным, находится».

Обреченное осознание, что нас никогда не будут воспринимать так, как мы сами себя воспринимаем, приводит иногда к фатальным итогам. Герой спектакля – маленький человек, которому оказалась не по плечу его большая мечта. Король Испании, заключенный в тщедушном теле титулярного советника.

Декорации спектакля намеренно просты и условны. Тесная палата в сумасшедшем доме с грубой койкой и слепыми окнами. На этом фоне выпукло проступают видения героя: директор департамента, его дочь – предмет обожания героя, собаки, принимающие вполне человеческий облик в его больном воображении. Реальные воспоминания героя переплетаются с ирреальными картинами, видениями, его внутренними страхами. Зритель вместе с создателями спектакля станет участником исследования процесса распада личности, возникновения безумия, которое, как ни парадоксально, позволит герою восстановить невозможную в реальности справедливость, стать любимым и уважаемым, освободит от привычки пресмыкаться.

«Однажды я стал свидетелем того, как услышанная от посторонних людей фраза буквально свела с ума человека: охватила, заворожила и стала главной идеей его существования. Это личное впечатление, случившееся довольно давно, подтолкнуло меня к такому художественному исследованию. Я уверен, что мир не менее безумен, чем самый неизлечимый сумасшедший», – рассказал Зураб Нанобашвили.

Главную роль в спектакле исполняет Виталий Полозов, в постановке также заняты заслуженные артисты России Светлана Трубина и Владимир Таныгин, актеры Виктория Смирнова, Ирина Полозова, Диана Кононенко, Валентин Иванов, Михаил Морозов, Евгений Галанцев.

Премьерные показы пройдут на малой сцене 12, 13, 17, 24, 26 мая. Начало спектаклей в 19.00.

Теги: драмтеатр
Елена Легчанова

Новости по теме