12+

Легендарная Александринка побывала на гастролях в Вологде

В этот раз гости из Петербурга – отнюдь не инкогнито – привезли в Вологду бессмертного «Ревизора» в постановке Валерия Фокина.

Александринцев не было в Вологде три года. В 2014 году на фестиваль «Голоса истории» они привозили спектакль «Ксения. История любви», решившись на эксперимент – вынести спектакль, созданный в «коробке», под открытое небо, сыграв его на подмостках Консисторского дворика Вологодского кремля. Актеры до сих пор вспоминают продирающий до костей холод вологодской июньской ночи и совершенно фантастическую атмосферу, возникшую на спектакле. А годом ранее, в 2013-м, в более привычных «коробочных» условиях Вологодского драмтеатра, александринцы «давали» «Женитьбу» Гоголя, надолго запомнившуюся вологодским театралам. И вот – новая встреча. И вновь – Гоголь, и вновь – режиссер Фокин.

Вообще Валерий Фокин считается адептом классической драматургии и, в частности, большим поклонником творчества Гоголя. Его «Ревизор», поставленный в Александринке еще до официального прихода Фокина в театр в качестве художественного руководителя, стал спектаклем программным и до сих пор имеет особый статус.

Во-первых, нельзя забывать, что Александринский театр, отметивший в 2016 году 261 день рождения, ставил пьесы Гоголя еще при его жизни. Именно на сцене Александринки комедия «Ревизор» была впервые представлена в апреле 1836 года, а сам Гоголь принимал активное участие в подготовке спектакля. Спектакль Валерия Фокина, поставленный в 2002 году, стал десятой александринской версией «Ревизора». За основу была взята сценическая версия Мейерхольда и Коренева, воплощенная на стене ГосТиМа (Государственного театра имени Мейерхольда) в 1926 году.

Во-вторых, фокинский «Ревизор» стал знакомством Фокина с труппой Александринки и утверждением программы «Новая жизнь традиции», выбранной им в качестве определяющей для дальнейшей работы театра.

Спектакль веховый, что ни говори. За 15 лет существования фокинско-гоголевского «Ревизора» его посмотрели тысячи зрителей во время гастролей театра в Европе, Америке, Китае, Японии, Корее (азиатские страны, по отзывам артистов, на удивление демонстрировали особенно горячий прием), не говоря уже о множестве российских городов. На минувших выходных с александринской версией «Ревизора» смог познакомиться и вологодский зритель.

Перед первым гастрольным показом постановки в драмтеатре Вологды прошла пресс-конференция с участием представителей Александринского театра. Почти час ведущие артисты Александринки отвечали на вопросы вологодских журналистов, рассказывая о себе, о своем театре, о спектакле, который они привезли в Вологду и о многом другом.

Открывая пресс-конференцию, художественный руководитель Вологодского драматического театра Зураб Нанобашвили заметил, что гастроли Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского театра) для Вологды – большое событие: «Это театр, у которого всегда особый взгляд на вещи и события. Всегда концептуальный, всегда яркий, всегда взрывной, но ушедший от формализма и сохранивший на сцене главное – Его Величество Артиста». И вечером, на спектакле, Александринка доказала этот тезис: спектакль «Ревизор» действительно порадовал отточенностью мастерства и слаженностью актерского ансамбля.

«Спектакль Фокина очень концептуальный, он довольно далеко ушел от классического сценического воплощения этой пьесы», – заметил на пресс-конференции исполнитель роли Хлестакова Виталий Коваленко. И сам Хлестаков в версии Александринского театра – образ устрашающий: не привычно-ожидаемый легковесный пустобрех, но инфернально-демоническая личность, сочетающий внешнюю неказистость с необыкновенной энергий, переходящей в какую-то животную, иррациональную агрессию.

Авторская концепция прослеживается во всем: начиная со сценографического оформления и заканчивая участием «хора» (вокальной группы театра), сидящего в партере. Сильная режиссерская рука видна в застройке каждой мизансцены (чего стоят одни только чиновничьи «пробежки» за Хлестаковым с протянутой рукой). Гротескность и абсурдность описанного Гоголем эпизода из жизни провинциального города Фокин возвел в куб.

О «Ревизоре», поставленном Фокиным, много написано и много сказано. Спектакль стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации, национальной театральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». По словам актеров, режиссер Фокин считает, что «Ревизора» нужно ставить раз в 10 лет, обновляя концепцию, меняя акценты. Возможно, в скором будущем в Александринском театре появится новая версия спектакля. И, чем черт не шутит, может, Александринка вновь привезет ее в Вологду? Подождем.

Елена Легчанова