Вокально-театральная студия «Изумрудный город» известна многим вологжанам – ее артисты выступают в детских садах и школах, на городских праздниках и торжественных мероприятиях. Залог успеха этого творческого коллектива – в самоотдаче педагогов Людмилы Ивановой и Елены Казьминой. С Еленой Владимировной мы поговорили о том, как появился и что сегодня представляет собой «Изумрудный город».

В 2002 году в детском эстрадном театре «Маугли» Городского Дворца культуры открылась вокальная студия «Кенгуру». Она была названа в честь первой песни, с которой ребята впервые приняли участие в телевизионном конкурсе детского творчества «Браво в Янтаре» и получили свой первый диплом. Рассказывает Елена Казьмина: «Вокальные номера были основой репертуара студии, но нам хотелось чего-то большего, чем миниатюра. В «Маугли» в то время занималось много детей – были группы хореографии, ансамбль народной песни, наша студия – все очень разные, интересные, но раз в год все объединялись для новогодней компании. Это очень давняя традиция – ставить с детьми новогодние сказки и показывать их для маленьких зрителей района. И мы начали принимать участие в этих представлениях, однако спектакли были, так скажем, на один раз – летом ведь про новый год никому неинтересно. И мы стали пробовать сами: сначала маленькие сказочки «Дуня-ленивица», «Упрямый козлик», «Сказка о потерянном времени» – радовали только родителей, других зрителей не приглашали, побаивались. Первый полноценный музыкальный спектакль с танцами, «выходными ариями» и развернутой сюжетной линией – «Дюймовочка» – появился в 2010 году. В постановке мы сотрудничали с группами хореографии театра. И вот, первое участие в конкурсе детского творчества «Традиция» в Череповце в номинации «Театральное творчество» – и сразу такой успех – Гран-при! Конечно, нам это придало сил, уверенности в себе и желания творить дальше. А с группами хореографии и с их руководителем Людмилой Николаевной мы уже не расставались, всегда работали вместе».

В 2012 году коллектив был переименован и стал вокально-театральной студией «Изумрудный город». Название, по словам Елены Казьминой, выбрали не случайно: «Иногда нам кажется, что мечты должны исполняться сами собой, как в сказке про Иванушку. Но любая мечта может сбыться, только если приложить усилия, трудиться. Ну и конечно, надо поверить в себя, научиться ценить дружбу и друзей, поверить в силу добра. «Изумрудный город» – это как раз такая сказка, где главные герои – настоящие друзья, и они всё преодолеют благодаря взаимопомощи и поддержке друг друга, а не какому-то волшебству».

В этом же 2012 году студия представила зрителям свою новую работу – музыкальный спектакль «По дороге с друзьями» по мотивам сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Спектакль был встречен зрителями восторженно. На Международном конкурсе-фестивале в Абхазии коллектив стал лауреатом I степени, затем последовал конкурс театрального творчества «ТриумF» в Санкт -Петербурге (2014), где коллектив стал лауреатом II степени, получил дипломы «За Лучшую главную женскую роль» и «Ступень к мастерству»; в 2015-м году на конкурсе Театральной мастерской А. Журбина в Москве «Изумрудный город» получил статус лауреата II степени. Члены конкурсного жюри в Санкт-Петербурге – режиссер Игорь Абессинов и актриса и певица Манана Гогитидзе – отметили артистизм детей, выразительность исполнения и зрелищность спектакля. Заслуженный работник культуры Юрий Захаренков, директор Московского театра эстрады «Экспромт», оценивая две работы студии: «По дороге с друзьями» и «О многих шестиногих», назвал их полноценными детскими мюзиклами.

Победы окрыляют и придают сил, отмечают в коллективе, поэтому сегодня в репертуаре студии – множество музыкальных спектаклей: «Золотой ключик», «Золушка», «Федорино горе», «Сказка о дружбе», «Я хочу, чтобы не было больше войны», «О многих шестиногих», «Дюймовочка».

«Наша аудитория – это учащиеся начальной школы и дошколята, поэтому мы выбираем постановки с учетом возрастных особенностей зрителей, возможностей детского восприятия, – объясняет Елена Казьмина. – Спектакли должны быть небольшими, яркими, интересными. Сценарии мы пишем сами: выбираем сказку, немного изменяем ее «под наших артистов», иногда (каюсь) убираем или добавляем героев в зависимости от наших возможностей. Например, для постановки «Дюймовочки» у нас не было мальчика на роль принца, и принц исчез из сценария – у нас в ту пору вообще всего один мальчик был, и пришлось его Кротом назначить, а в этом году будем менять концепцию – парней теперь 15 (!) всех надо занять. Конечно 80% успеха музыкального спектакля – это музыка! Мечтаем о музыкальном оформлении, которое будет специально написано для каждого конкретного спектакля, но пока это только мечты, поскольку «своего» композитора мы не обрели, да и финансовых возможностей сегодня для этого нет, поэтому спасает всемирная паутина, но мечты должны сбываться и мы над этим работаем».

В студии занимается около 170 человек от трех до двадцати лет. Разные возрастные группы обсучаются отдельно, в разное время. У всех детей есть обязательные занятия по трем направлениям: актерское мастерство, хореография, ансамблевое пение, и есть дополнительное постановочное время, когда идет работа над сценами к спектаклю, какими-то отрывками, которые в дальнейшем собираются воедино. «Постановки по большей части у нас разновозрастные, т.е. в спектакле участвуют дети разного возраста и разного уровня сценического опыта, и это очень здорово для малышей, для тех, кто пришел недавно – играя вместе с опытными артистами, они учатся, думают, сравнивают, подтягиваются . Но есть постановки, скажем так, тренировочные – для детей первого года обучения, через них проходят все – там мало реплик, много массовых сцен, причем таких, где все делают всё одновременно и вместе: и поют, и танцуют, и говорят – так проще, так не страшно первый раз выходить на сцену».

Есть в студии и совсем взрослые ребята, так называемый старый состав, выпускники – им уже по 20 – 25 лет. Конечно, основная масса детей в студии – дети до 16, дошколята и школьники, ведь после окончания школы ребятам сложнее выделять время для регулярных репетиций. Но есть работы, которые цепляют всех. Так, к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне для спектакля «Я хочу, чтобы не было больше войны» весь год выпускники стабильно занимались, бросали все дела и после работы, после пар в институте неслись на репетиции. Тот год ребята вспоминают с особенным чувством.

Каждый год в студию приходят новички – жесткого отбора здесь нет, руководители стараются принять в коллектив всех желающих. Исключение составляют лишь те, у кого есть медицинские противопоказания. Елена Казьмина поясняет: «У нас есть прослушивание, но на деле принимаем почти всех. Мы считаем, что для занятий необязательно наличие у ребенка вокальных или хореографических данных, ребенок может не обладать нужной выворотностью или чистой интонацией, главное, чтобы он хотел работать, а результат от систематических занятий обязательно будет у всех. Например, в студии занимаются дети с логопедическими проблемами, с заиканием, с задержкой развития и другими особенностями. Но глазки у ребенка горят, ему хочется выступать, и в сотый раз он повторяет эти скороговорки, потеет у станка, а другие перенимают у него упорство и учатся принимать, понимать и сочувствовать. И это тоже одно из направлений работы студии – мы растим коллектив, команду. Нет места у нас только тем, кто не ценит поддержки друзей, кто может обидеть, высмеять другого, такие у нас не приживаются».

«Изумрудный город» – постоянный участник городских и областных мероприятий, праздников, новогодних представлений, концертов для ветеранов. Выехать на гастроли пока не получалось, но это у студии в планах.

Благодаря активной творческой работе, частым выступлениям на различных площадках города студия приобретает высокий уровень исполнительского мастерства и становится призером городских, областных и всероссийских фестивалей-конкурсов. Поездки на конкурс позволяют общаться с другими коллективами, учиться у них – это всегда большой шаг вперед. «Мы ездим больше других посмотреть, чем себя показать, – комментирует Елена Казьмина. – В рамках конкурсов часто проходят интересные встречи, круглые столы. В Москве наши студийцы побывали на творческом вечере Александра Журбина, вместе с композитором всем залом пели «Тучи в голубом», на мастер-классе от режиссера-постановщика по сценическому бою Александра Белкина, актёра московского музыкального театра «Аквамарин», ребята занимались с горящими глазами, учились всяким падениям, подножкам... Пока применить навыки негде, но мы планируем поставить пиратский мюзикл».

Несмотря на разницу в возрасте, дети между собой дружат. В студии разработана целая система наставничества. В поездках на конкурсы за каждым маленьким участником коллектива закреплен старший «коллега». Рассказывает Елена Казьмина: «Старший знает, что он не должен отпускать от себя малыша несколько дней – везде за руку: помочь донести вещи, накормить, помочь одеться, присмотреть, успокоить – ведь мамы рядом нет. Это большая ответственность и в тоже время большая гордость – самому еще 12 – 14, а уже «взрослый». А малыши тоже довольны и счастливы, с ними дружат старшеклассники, еще и выслушают, а потом и в школе здороваются как самые большие друзья. Нам хочется, чтобы дети помогали друг другу, сотрудничали и общались».

27 марта, в Международный день театра, студия отметила свой пятнадцатый день рождения премьерой – в семейном мюзикле «Хитрая история» приняли участие все 175 студийцев, зал ДК ПЗ с трудом вместил зрителей. Праздник состоялся! Впереди у студийцев – поездка на театральный конкурс в г. Сочи, выпускные спектакли и много-много всего!

Теги: изумрудный город, ГДК
Наталья Щапкова

Новости по теме