Каждую весну на протяжении 24 лет – а именно столько существует в Вологде мемориальная мастерская Александра Пантелеева, – здесь открывается выставка его работ. Творческое наследие мастера настолько богато и разнообразно, что ни одна экспозиция за это время не повторила предыдущие: каждый раз за основу берутся разные темы, жанры, разные периоды жизни и творчества художника.

В 2017 году заслуженному художнику России Александру Пантелееву (1932-1990) исполнилось бы 85 лет. Эта дата, по мнению исследователя его творчества искусствоведа Ирины Балашовой, довольно символична: число 85 при перестановке цифр превращается в число 58 – а именно столько лет  прожил Александр Пантелеев. Эта числовая анаграмма стала решающей при определении тематики юбилейной выставки: она посвящена последнему году жизни и творчества художника.

Александр Пантелеев прожил в Вологде 14 лет. Он приехал сюда в 1976 году из Уфы, уже являясь заслуженным художником РСФСР, хорошо известным в стране: у него за плечами были персональные выставки в Москве, Ленинграде, городах Урала и Сибири. Пантелеев и Вологда взаимно влияли друг на друга на протяжении всего вологодского периода жизни художника. Приезд мастера такого интеллектуального и творческого масштаба, как Пантелеев, оказал огромное влияние на развитие всего вологодского изобразительного искусства. А для Пантелеева благословенная северная земля явилась источником вдохновения, позволившим развивать те тенденции его творчества, которые до этого не проявлялись вообще или проявлялись совершенно иначе.

Последний год жизни художника в Вологде, которому посвящена новая выставка, был творчески насыщен как никакой другой. За это время им было создано 32 живописных произведения, среди которых 11 больших полотен, многие из которых поступили в фонды Министерства культуры РСФСР, Союза художников России, музеи страны, частные собрания. А ведь в это время художник уже тяжело болел и работал, практически превозмогая себя. На выставке представлены 15 из 32 последних работ Пантелеева: 11 из них принадлежат Вологодской картинной галерее, 4 – частным коллекционерам.

Впечатляет и тематический диапазон созданного художником в этот период. Пантелеев работает сразу над несколькими совершенно разными по образной структуре и идейной наполненности циклами: итальянским,  индустриальным, «Чином непредвидения», вологодским, кубинским. В 1989 году у него появился еще один цикл – русская северная серия, которую он задумал еще в 1986 году. В рамках этого цикла Пантелеев создает  огромные, многофигурные, аллегоричные, «зашифрованные» полотна. Всего их было написано 17, на выставке представлены 4 из них: «Притча о рыбе», «Воспоминания», «Потешная суббота», «Последняя картина». Это своеобразные размышления художника о судьбе России конца ХХ века в тревожном ожидании перемен.

«Эту выставку можно назвать стержневой, потому что картины, созданные в последние годы жизни художника, позволяют говорить о мировоззренческих проблемах современного искусства. В этих работах наиболее полно воплощено мировидение Пантелеева, переданное с помощью его неповторимого, сложного художественного языка, – отметил на открытии выставки директор Вологодской картинной галереи Владимир Воропанов. – Такие выставки, безусловно, рассчитаны на понимающего и тонкого зрителя, готового к интеллектуально-творческому диалогу с художником».

О том, каким был последний творческий год Пантелеева, подробно рассказала на открытии выставки искусствовед Ирина Балашова, в то время – студентка Академии художеств, работающая в картинной галерее и добровольно взявшая на себя, по ее собственным словам, функции секретаря и фиксирующая все события в жизни и творчестве Пантелеева. Когда была начата или окончена та или иная работа, что вдохновляло художника, кто его окружал, о чем он думал и рассуждал в это время – весь последний творчески активный год жизни Пантелеева был расписан Ириной Балашовой буквально по дням.

«В начале января 1989 года Александр Васильевич одновременно пишет «Вербу» и «Машину». Он умел переключаться, параллельно работая над спокойной, уравновешенной, традиционной по тематике – и полной изломов и внутреннего напряжения картинами. У него часто стояли рядом 3 мольберта – поработав над одной картиной, он переходил к другой», – вспоминает Ирина Балашова.

Искусствовед Балашова написала несколько книг, посвященных Пантелееву; над одной из них она работает по сей день. После смерти художника она вела большую работу по изучению и популяризации творчества Александра Пантелеева. Во многом благодаря ее усилиям мастерская, в которой работал художник, стала мемориальным музеем его имени. На открытии юбилейной выставки Председатель Вологодского отделения Союза художников России Николай Мишуста вручил Ирине Борисовне золотую медаль Союза художников России «Традиция, духовность, мастерство».

Николай Мишуста отметил, что Александр Пантелеев был для молодых вологодских художников образцом творческого горения и настоящего служения искусству: «Александр Васильевич очень любил Пикассо и подробно изучал его творчество – отголоски его манеры слышны у Пантелеева. Но при этом Александр Васильевич создал новую художественную форму, новый метод, свой, пантелеевский – то, к чему стремятся, наверное, все художники, но что получается только у единиц».

Интересный случай, благодаря которому Вологодская картинная галерея стала обладательницей большого пантелеевского полотна  «Карнавал в Риме», рассказала Ирина Балашова. По словам искусствоведа, картину «Рим» Пантелеев начинал несколько раз, но она у него как-то не шла. До этого им уже были написаны «Венеция» и «Флоренция» – он хотел сделать «Рим» третьей к ним в итальянской серии. В мае 1989-го он завершает эту работу. «Карнавал в Риме», как и полотно «Воспоминания» – это осуществление мечты художника: он всегда хотел написать картину о своей жизни; калейдоскоп, вмещающий в себя воспоминания детства и юности, пережитые радости и горести, размышления о прожитом. Пантелеев говорил, если «Флоренция» и «Венеция» – размышления на тему «Италия», то «Рим» – размышление на тему «жизнь».

«Когда «Карнавал в Риме» уже был завершен, картину пришли посмотреть Владимир Валентинович и Владимир Николаевич (Воропанов и Корбаков – прим.ред.), –  рассказала Ирина Балашова. – В низу картины, на красной драпировке рядом с бюстом бронзового римского императора Пантелеевым была изображена фигурка борца – очень жесткая и агрессивная. Воропанов и Корбаков похвалили работу, но единодушно сошлись на том, что фигурка борца смотрится инородно и рвет ткань полотна. Владимир Валентинович сказал, что если Пантелеев закрасит борца, то он купит картину для картинной галереи. Пантелеев послушался и закрасил. И в фондах картинной галереи теперь есть эта картина».

Пантелеев не мог без работы: пока картина сохла, он мог рисовать на «подручных» материалах. В экспозиции выставки представлен коллаж, выполненный художником на обычной облицовочной плитке для ванной. В нем явно слышна перекличка с его кубинской серией – те же разноцветные бабочки, кактусы, горы, которые художник очень любил. 

Героям некоторых своих картин он давал имена, разговаривал с ними, как с живыми. В последний год жизни он все чаще говорил, что замыслов еще очень много, и сожалел, что жизнь так коротка.

1989 год и начало 1990 года были не просто необычайно плодотворны, но представляли своеобразный рывок художника, переход на качественно новый уровень искусства. Занимаясь всю жизнь пейзажем и натюрмортом, Пантелеев в этот период обращается к большим многофигурным полотнам, сложным по содержанию и по стилистике; к библейским и евангельским сюжетам. Картины последнего года жизни Пантелеева можно назвать картинами-притчами, ставшими творческим завещанием выдающегося художника.

Выставка работ последнего года жизни Александра Пантелеева работает в мемориальной мастерской художника (г. Вологда, ул. Козленская, 4) до конца августа. А уже в сентябре планируется открытие большой выставки живописи Александра Пантелеева в галерее «Красный мост».

Теги: мастерская Пантелеева, ВОКГ, выставка
Елена Легчанова

Новости по теме