12+

«Память сердца» в стихах, прозе и музыке: программу, посвященную Батюшкову, представили в Вологде Всеволод Чубенко и Владимир Сергеев

Одно из событий Года литературных юбилеев, которым объявлен на Вологодчине 2017-й, – 230-летие со дня рождения поэта Константина Батюшкова. В русской поэзии он занимает почетное место одного из предшественников Пушкина. Творчество Батюшкова пришлось на 1800-е – 1810-е годы, но за это недолгое время он многое сделал для русской поэзии: приблизил поэтическую речь к живому языку, придав ей простоту, гибкость и гармонию. Не менее важное значение для дальнейшего развития русской словесности имеет его проза, написанная в реалистической манере. Жизнь Батюшкова тесно связана с Вологодской землей: в Вологде он родился, детство провел в устюженском родовом имении Даниловское (где в 1960 году открыт музей-усадьба Батюшковых и Куприна); в Вологде прошла и последняя, бóльшая часть его жизни, когда поэт уже страдал тяжелой душевной болезнью.

Новая программа «Память сердца» подготовлена давними друзьями музея «Мир забытых вещей» – заслуженным артистом России Всеволодом Чубенко и автором-исполнителем Владимиром Сергеевым. Интересно, что актер и музыкант работали над совместным проектом «каждый сам по себе»: живя в разных городах (Чубенко – директор Новгородского академического театра драмы, Сергеев – вологжанин), они впервые прорепетировали вместе буквально накануне премьеры. И этот театрально-музыкальный экспромт удался: стихи и фрагменты прозы Батюшкова удивительно «совпали» с песнями на стихи Дениса Давыдова, Антона Дельвига, Осипа Мандельштама и Олега Чухонцева.

Как рассказали Чубенко и Сергеев, часто обращающиеся к творчеству известных вологжан, идея сделать программу, посвященную Батюшкову, зрела давно, но не хватало некоего объединяющего начала. И вот «связующим звеном» стало прозаическое сочинение Батюшкова «Прогулка по Москве», написанное в 1811-м или в первой половине 1812 года. Бытописание, облеченное в форму дружеского письма, подчеркнуто реалистично, полно метких наблюдений, ярких зарисовок с натуры и серьезных размышлений. Москва вызывает у автора восхищение красотой архитектуры и величием своей истории, но он не может не замечать ни косности нравов, ни соседства роскоши с нищетой, ни ленивой праздности, которую считает главной бедой москвичей. Нравы жителей столицы, их обычаи и привычки, характеры и человеческие типы, слепое следование моде и праздность – главные мишени для сатирических замечаний автора. Посмеиваясь – то вполне добродушно, то горестно – над человеческими слабостями и пороками, автор рисует портрет столичного общества во всех его проявлениях – и, несмотря на прошедшие 200 лет, в этот портрет можно и сегодня смотреться, как в зеркало, быть может, немного мутное от времени, но вполне правдивое.

Программа «Память сердца» построена как своеобразный диалог автора письма с его адресатом, и хотя прямого обмена репликами не происходит, остается впечатление живого общения: артисту, играющему роль, музыкант «отвечает» мелодиями. В заинтересованном прочтении Всеволода Чубенко проза Батюшкова звучит неожиданно современно, стихи – проникновенно и искренне, а песни Владимира Сергеева, написанные специально для этой программы, впечатляют созвучностью с батюшковской лирикой.

Премьера программы – первый «подарок» к юбилею поэта, но на подходе и второй: 18 мая, в Международный день музеев, в день основания музея «Мир забытых вещей» и в день рождения Батюшкова по старому стилю здесь откроется выставка «Константин Николаевич Батюшков. Страницы жизни». Заведующая «Миром забытых вещей» Татьяна Касьяненко также предложила всем друзьям музея и поклонникам Батюшкова поучаствовать в своеобразной творческой акции: прочитать стихотворение Батюшкова на улицах Вологды (в местах, связанных с поэтом, или выбранных по своему вкусу) и выложить видеозапись в группе музея.

Светлана Гришина