Презентация проекта Архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Право на судьбу» прошла накануне в Юго-Западной башне Вологодского кремля в рамках расширенного заседания Ученого совета Вологодского музея-заповедника.

Проект реализуется на средства гранта, полученного по итогам конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Музей «Семенково», идущий в авангарде современной музейной мысли, в прошлом году во второй раз стал победителем этого грантового конкурса. На средства первого выигранного гранта (2012 – 2013) был реализован проект «Мы собравшись, постановили», посвященный крестьянскому самоуправлению и сельской власти.

«Право на судьбу» – еще один флагманский проект «Семенково», который, вероятно, ляжет в основу стратегии общего развития музея. Традиционно музеи этнографии обращаются к определенному кругу тем: крестьянское жилье, быт, народный костюм, обряды. В рамках этих тем «за кадром» остается личность крестьянина – чаще всего рисуется некий обобщенный, собирательный крестьянский образ, лишенный индивидуальных характеристик.

Особенность проекта «Право на судьбу» в том, что он высвечивает крестьянина как личность, представляя пришедшим в музей крестьянские истории, взятые из реальных архивных документов. И сам материал, и форма его подачи удивят посетителей нетрадиционным подходом.

Проект был задуман в 2016 году. Автором идеи выступил заведующий научно-экспозиционным отделом музея Дмитрий Мухин, в течение долгого времени внимательно изучавший архивные документы крестьянского происхождения. Чтобы выбрать интересные сюжеты, достойные для появления в проекте, Дмитрием были проанализированы несколько тысяч страниц из более чем 100 архивных дел Вологды, Великого Устюга и Архангельска.

Одна из таких крестьянских историй была вынесена в «эпиграф» на презентации проекта. Интерактивная зарисовка была основана на деле крестьянина Вологодского уезда Петра Афиногенова, на которого престарелая мать подала в волостной суд за то, что он в течение определенного времени не предоставлял ей средств на пропитание, находясь в работниках у чужих людей и скапливая деньги на свадьбу. Суд встал на сторону матери и подтвердил, что крестьянин прежде всего обязан «пропитывать» своих родителей.

Особенность архивных дел в том, что они отражают как раз не типичные для крестьянской жизни моменты – ведь в архивах остались большей частью разбирательства каких-то конфликтных, из ряда вон выходящих ситуаций. Но с помощью этих нестандартных историй – своеобразным методом «от противного» – сегодняшним посетителям музея будет проще понять и уяснить ход течения обычной, «нормальной» крестьянской жизни, ведь через исключение нагляднее прослеживается правило.

К примеру, сюжет о краже 63 спичечных коробков, найденный Дмитрием в Архангельском архиве, дает наглядное представление об отношении к детскому труду. Крестьянская девочка 14 лет работала на Верховажской спичечной фабрике и постоянно носила домой рваные спичечные коробки (в процессе ручной раскладки спичек коробки рвались неизбежно). Дома младшие дети – 8, 6 и 3 лет – склеивали эти коробки, а потом продавали. То, что в зарабатывании денег для семьи участвует 3-летний ребенок, судя по материалам дела, никого не удивляло и считалось нормальным.

Работая в архиве, Дмитрий нашел дело, подписанное его родным прапрадедом, волостным старшиной. Таким образом осуществилась прямая связь поколений, и предок музейного работника тоже обрел в глазах потомка «право на судьбу».

Одним из результатов осуществления проекта станет создание в «Семенково» музейного театра. Он будет вписан в пространство повети одного из крестьянских домов, представленных в музее – дома Попова. Как в любом театре, здесь появятся сцена и зрительный зал, который по необходимости будет трансформироваться в пространство для обсуждений, проведения мастер-классов, встреч и семинаров. Первая постановка музейного театра под названием «Родная мать», осуществленная также на средства выигранного гранта, уже вот-вот предстанет перед зрителями.

В основе сюжета антропологического спектакля, как называют его создатели, также лежит архивное дело крестьян Дудниковых из Устюжского уезда. За не очень приятной коллизией – сын не кормит ворующую у него мать – стоит вполне понятная семейная история: мать живет с младшим сыном, ведущим справное хозяйство, но пытается помочь старшему, разорившемуся сыну, потихоньку таская у младшего вещи и продукты. Спектакль «Родная мать» будет представлять собой художественную реконструкцию жизни конкретной семьи. Подобные истории не только позволят задуматься о традиции, но и соотнести ее с современностью.

В ходе реализации проекта «Право на судьбу» в музее появится новый маршрут «Слухами земля полнится». О нем рассказала на презентации проекта заведующая Архитектурно-этнографическим музеем Наталья Киршина. Посетители, которые пойдут по этому маршруту, неожиданно для себя смогут услышать голоса людей из прошлого. Для этого в домах музея появятся современные аудиокомплексы. Надев наушники, посетители смогут услышать конкретные истории конкретных людей, причем истории эти будут связаны с тематикой тех домов, в которых будет находиться посетитель. К примеру, оказавшись в сельской школе, можно будет послушать историю одного из сельских учителей. Чтобы не портить своим современным видом аутентичный интерьер крестьянского дома, компактные аудиомодули будут располагаться по возможности незаметно, скажем, прятаться в пестерях и туесах.

Помимо аудиокомплексов, в домах появятся зоны рефлексии. По словам Натальи Олеговны, они будут располагаться в пространстве, которое сейчас исключено из активного интерьерного показа. В центре этого пространства установят подсвеченную витрину, под ее стеклом расположатся музейные предметы, а рядом будут находиться наушники, и у посетителей появится возможность прослушать конкретный архивный документ. Истории, которые будут выбраны для прослушивания, довольно сложны и неоднозначны для понимания современным человеком – к примеру, история крестьянки, арестованной за ежедневное чаепитие. Они будут наталкивать посетителей на размышление, погружая их в ткань исторического контекста. В этом пространстве посетители смогут стать соучастниками происходящего, ответив на вопросы, кидающие мостик к дню сегодняшнему.

Помогать музейщикам в реализации этого сложного многоуровнего проекта будут выпускники «Школы музейной интерпретации», набор в которую был объявлен в начале этого года. В рамках комплексной образовательной программы студийцы слушали лекции и проходили практические занятия по этнологии, фольклору, русской пляске, традиционному костюму. Грамотная интерпретация материала – один из принципов работы Архитектурно-этнографического музея.

Новый экскурсионный маршрут в рамках проекта «Право на судьбу» начнет работать в июне-июле этого года.  26 августа в «Семенково» пройдет большая презентационная программа «Право на судьбу», когда весь музей оживет множеством личных крестьянских историй.

Теги: Семенково, проект, презентация, Потанин
Елена Легчанова

Новости по теме