12+

Выставка «Жить или писать», посвященная личности и творчеству Варлама Шаламова, открылась в галерее «Красный мост»

Эта экспозиция стала первым событием культурного проекта «Варлам Шаламов. 110», посвященного юбилею писателя. Проект продолжает традицию с успехом прошедшего в 2015 году фестиваля «Четвертая Вологда» – исследовать творчество Варлама Шаламова через разные виды искусства.

Выставка «Жить или писать» – проект немецких исследователей Кристины Линкс и Вильфрида Шёллера, который был создан пять лет назад и уже побывал во многих странах мира: выставка экспонировалась в Праге, Берлине, Будапеште, Варшаве, Гейдельберге, Санкт-Петербурге, Москве, а из Вологды она продолжит путешествие по городам России, конечным пунктом которого станет Магадан. Просветительская миссия проекта – популяризировать наследие писателя в международном культурном пространстве. Проза Шаламова входит в ряд самых значительных произведений мировой литературы, рассказывающей о сталинских и нацистских лагерях, о разрушении гуманности, о том, что делает с человеком и человечеством власть зла. Интерес к творчеству писателя велик во всем мире – так, в Германии вышло шеститомное собрание его сочинений на немецком языке.

Пространство самой выставки – предельно концентрированное в плане информации отображение художественного мира Шаламова и его биографии. Экспозиция предполагает готовность к чтению – здесь очень много фрагментов текстов, которые, с одной стороны, служат пояснением к представленным материалам (тоже большей частью текстовым), а с другой – сами являются своеобразными экспонатами, которые нужно внимательно рассмотреть и осмыслить. Фотокопии черновиков писателя, документов, свидетельствующих о самых тяжелых периодах его жизни соседствуют с цитатами из шаламовской прозы, которую часто называют документальной, но которая тем не менее выстроена по законам художественной литературы. Издания Шаламова – самиздатовские и зарубежные – говорят о том, что писатель так и не добился при жизни признания на родине. Есть на выставке и предметы, характеризующие лагерную действительность: медицинские инструменты, иллюстрирующие период работы Шаламова фельдшером, а также страшные артефакты – лопата, кайло, фонарь, котелок – которые делают каторжный быт на мгновение зримым и осязаемым.

Кристина Линкс рассказала о работе над проектом. Обратиться к фигуре Шаламова подтолкнула история испанского писателя Хорхе Семпруна. В начале 40-х годов он, молодой коммунист и участник французского Сопротивления, оказался узником Бухенвальда. Через много лет после пережитого он начнет сомневаться в истинности коммунистических идеалов, и тому немало способствовали «Колымские рассказы», которые он прочел во французском переводе. Призвал современников сохранить память о злодеяниях Третьего рейха и сталинского режима как «память двойного действия». Название выставки, разработанной «в ответ» на этот призыв, относится в равной степени к обоим этим писателям. Описание страшного опыта человека, прошедшего сквозь нечеловеческие испытания, требует огромного личного и гражданского мужества и порой ставит автора перед неразрешимой дилеммой: жить или писать. Семпрун в итоге покончил с собой – настолько тяжел оказался груз возвращения к прошлому. Для Шаламова же жить означало именно обрести язык – найти способ описать неописуемое, литературно зафиксировать страшные преступления против человечества.

Документальную основу выставки составили материалы из архивов РГАЛИ, Литературного музея Москвы, Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», а также мемориального музея Шаламова в Вологде, личного архива вологодского коллекционера и реставратора Сергея Белова, польского фотографа Томаша Кинзы. Московский художник Николай Наседкин специально для выставки создал несколько портретов Шаламова. Поддержку проекту оказала редакция сайта shalamov.ru, биограф Шаламова Валерий Есипов, наследник авторских прав Шаламова сын Ирины Сиротинской Александр Ригосик. Учредитель выставки – Берлинский литературный дом – передал ее для использования Государственному музею истории ГУЛАГа в Москве, который взял на себя организацию дальнейших ее показов в России. Партнеры проекта отметили, что в каждом новом городе эта выставка выглядит по-своему, а в Вологде она вплетена в особый, очень богатый контекст. Это своего рода кульминация проекта: здесь прошло детство Шаламова, здесь он напитался той жизненной силой, которая позволила ему сбыться, пройти весь его трудный путь.

Выставка «Жить или писать» будет работать в галерее «Красный мост» в течение месяца, посетителям предоставляются аудиогиды.

Светлана Гришина