12+

Задуматься о сущности женской любви приглашает Камерный театр на спектакле «Душечка»

2 и 3 августа Камерный  драматический театра Вологды представит на суд зрителей премьеру спектакля «Душечка», в основу которого лег одноименный рассказ Антона Чехова.  Это, пожалуй, одно из самых неоднозначных произведений писателя, созданное в последний, зрелый период его творчества. Многозначность и возможность собственного осмысления чеховского текста во многом и привлекли режиссера и актеров театра, в этот раз решивших погрузиться в пучину женской психологии. 

Чеховская Душечка –  дочь отставного коллежского асессора Оленька – человек без собственных мыслей, обладающим единственным, но чрезвычайно ценным даром: даром любить. И не просто любить, а целиком растворяться в предмете своей любви, погружаясь в дела своего избранника, смотря на все вокруг его глазами, говоря его словами. С одной стороны, это выглядит трогательно и мило, с другой – ущербно и ограниченно, т.к. дар самоотверженной любви, которым наделена героиня, удивительным образом переплетается с полным отсутствием духовных интересов и неспособностью к самостоятельному мышлению. Чеховская ирония, перекочевавшая и в спектакль Камерного театра, не позволяет сделать из героини безусловный идеал женщины в глазах мужчины.

«Ироническое отношение к женщине отличает многие произведения Чехова, – заметил на встрече с вологодскими журналистами режиссер Камерного театра Яков Рубин. –  И все-таки «Душечка» – особое явление в его творчестве, не зря рассказ в свое время вызвал немало споров в обществе  по поводу женского предопределения и предназначения, если можно так выразиться. Мы также будем стараться мировоззренчески подойти к этому вопросу и представить свой взгляд на этот «женский» вопрос. Душечка прекрасна тем, что ее ведет природа и душа. Она не умеет думать, а умеет только чувствовать. Но в этом и ужас – когда она остается одна и некому «наполнить» ее мысли. Мало кто из мужчин способен так, как Душечка, раствориться в предмете своей любви до конца, без остатка… А среди женщин, как нам кажется, немало таких. В этом смысле женщины, наверное, ближе к Богу, чем мы, мужчины. Маленький рассказ превращается в повод для театрального исследования: что же такое девушка, женщина вчера, сегодня и, может быть, завтра, через 100 лет?..»

Образ Душечки, действительно, вызывал ожесточенные споры с самого момента появления рассказа. Горький считал героиню серой мышью, умеющей лишь «так рабски, так много любить». Лев Толстой, напротив, видел в ней подтверждение своих мыслей о предназначении женщины будущего. С момента этих жарких споров прошло больше ста лет. Эмансипация уже перестала быть злободневной темой. Изменились ли женщины за это время? Какой предстанет чеховская Душечка в трактовке вологодского Камерного театра?

Новый спектакль КДТ, по обыкновению, немноголюден. В нем заняты два актера: Елена Смирнова играет главную героиню – Оленьку, а Александр Сергеенко демонстрирует чудеса перевоплощения, исполняя роли всех мужчин, к которым Оленька испытывала сердечную привязанность: антрепренера Кукина, управляющего лесным складом Пустовалова, ветеринара Смирнина. Особняком стоит образ 10-летнего мальчика Саши – объекта новой, материнской любви, ставшей смыслом жизни героини под конец этой истории. Этот образ, по словам Александра Сергеенко, ему пока дается особенно сложно.

«Концовку этой истории я вижу в каком-то страшном многоточии, «улетании в космос», – комментирует Яков Рубин. – Возникшие к чужому ребенку материнские чувства пробуждают в Душечке что-то первобытное: это оборотная сторона женской природы, космическая,  страшная сила, способная разорвать любого, кто покушается на ребенка – какие-то мифологические мотивы, архетипы. «Раскопать» этот миф, лежащий под бытовым текстом, показалось нам очень интересным».

Прекрасный чеховский текст, тонкая ирония, экспромты, актерские импровизации, песни из репертуара группы «АукцЫон» и обязательная рефлексия ждут тех, кто вместе с артистами Камерного театра захочет разобраться в особенностях женской души на спектакле «Душечка».   

Елена Легчанова