Сразу несколько экспозиций открылись в Доме Корбакова в первый день работы конгресса. Участники и гости экслибрисного форума познакомились с представленными на выставках работами, услышали комментарии авторов некоторых из них и мнения искусствоведов.

Одну из экспозиций составляют произведения лауреатов предыдущего, V Всероссийского конгресса экслибриса, проходившего в Вологде в 2015 году. Победа в конгрессе не предполагает материального вознаграждения, однако дает право показать любые свои работы на следующем конгрессе. Среди лауреатов – заслуженный художник Башкирии Ольга Самосюк; она представила серию, посвященную Иерусалиму, и фантазийные композиции. Юрий Молибоженко из Новороссийска выбрал для выставки экспериментальные работы – поздравительные открытки, выполненные при помощи компьютерной графики. Искусное владение техникой литографии снова демонстрируют белорусские художники Владислав Квартальный и Ольга Крупенкова. Виртуозны по технике и очень «женские» по тематике и образам графические листы Веры Станишевской из Эстонии. Античные сюжеты и классические традиции нашли новое осмысление в офортах петербургского автора Виктора Гузенюка.

Как отметил директор Вологодской картинной галереи Владимир Воропанов, выставки лауреатов позволяют показать, насколько различаются между собой художники-графики – по стилю, творческой манере, тематическим предпочтениям. Кроме того, это возможность увидеть то, что художник считает главным, проследить его творческий путь. До сих пор на конгрессе выбиралось 15 лауреатов, а в этом году организаторы ограничили их количество десятью, повысив таким образом престижность этого звания. Лауреатам этого года помимо дипломов будут вручены кубки.

Несколько участников VI конгресса удостоились персональных выставок. У петербургского графика Павла Пичугина две любимые темы: петербургская и библейская. «В городских пейзажах мне хочется передать неповторимую поэзию Санкт-Петербурга, – признается художник. – Техника цветной линогравюры дает для этого массу возможностей. Я постоянно наблюдаю за городом и нахожу новые темы, мотивы и образы. Библейская серия дается мне трудно и медленно, но она для меня очень важна». Для выставки в Вологде художник выбрал недавние работы – архангелы, сотворение мира. Владимир Воропанов, строя экспозицию, разместил листы с ангелами на одной стене, чтобы они вызывали ассоциацию с деисусным чином и воспринимались как некая целостность. Есть и работы, которые соединяют в себе обе главные для художника темы – например, «Ангел города».

Самый молодой участник VI конгресса – белорусский художник из Бреста Глеб Сидоренко. Он еще студент – окончил 4 курса Белорусской государственной академии искусств, – но его творчество уже приобрело яркий авторский почерк. В прошлом году он был участником Всемирного конгресса экслибриса и сразу обратил на себя внимание искусствоведов и коллег-графиков. Они единодушно отмечают высокий технический уровень его работ и глубокую смысловую насыщенность. На выставке представлена не только печатная графика Сидоренко, но и карандашные рисунки, которые дают представление о том, что за его мастерством офорта стоит серьезная академическая школа. Техника офорта привлекает молодого художника своей непредсказуемостью, а широкий тематический диапазон позволяет искать все новые возможности для самовыражения.

Еще одна петербурженка, Елена Новикова, представила вниманию публики экспозицию «Страсти в черно-белом». Фантастика ее работ поражает воображение зрителя, зовет вглядываться в изображения, наполненные множеством деталей. Причудливые, нарочито декоративные и в то же время реалистически проработанные композиции вызывают ассоциации с прозой Гофмана и полотнами Босха, погружая в таинственный мистико-сюрреалистический мир. С этими фантасмагорическими мотивами удивительно уживается тема Санкт-Петербурга, который, по мнению художницы, неизменно прекрасен.

Году экологии посвящена выставка графики «Пейзажи России» из собрания московского коллекционера Владимира Беликова. Здесь наряду с работами современных художников представлены произведения советского периода и более ранние графические листы. Коллекционер отбирал для экспозиции пейзажи, не отмеченные присутствием человека, чтобы показать первозданную красоту природы. Коллекционирование – не просто накопление, оно предполагает осмысление собранного материала, серьезную научно-исследовательскую работу, что находит отражение в отборе работ. Традиционная для конгрессов экслибриса выставка «Памяти ушедших» в этот раз посвящена творческому наследию художницы Галины Курочкиной-Домашенко и коллекционеров Юрия Малозёмова и Соломона Трессера.

Специальные выставки VI Всероссийского конгресса экслибриса будут работать до 22 сентября.

Теги: экслибрис, Дом Корбакова
Светлана Гришина

Новости по теме