Недавно открытую экспозицию составили более 50 полотен. Выставка посвящена 80-летию со дня рождения мастера, оставившего яркий след в изобразительном искусстве Вологодского края. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, сценография – спектр творческих интересов Александра Пантелеева был необыкновенно широк. Заслуженный художник Башкирской АССР (1966), заслуженный художник СССР (1974), в 1976 году он переехал в Вологду, дважды избирался председателем Вологодского отделения Союза художников России. Это была самобытная и яркая личность, которая, как магнитом, притягивала к себе людей.

Нынешняя выставка – совместный проект «Красного моста» и Вологодской областной картинной галереи, предоставившей полотна Пантелеева из своих фондов. Как рассказала куратор выставки кандидат искусствоведения Ирина Балашова, первый этаж заполняют ранние работы уральского периода. В это время молодой художник ярко заявил о себе: в 1956 году, в 23 года, он стал членом Союза художников СССР. Ранние полотна дают возможность увидеть, в каком направлении Пантелеев вел творческий поиск. В течение 12 лет он много работал на пленэрах, писал с натуры пейзажи Урала и Башкирии. Два импрессионистических пейзажа, так непохожие на его известные монументальные полотна, показывают начальный этап становления его метода. Но уже тогда в нем зрело стремление найти свой способ художественного высказывания, по его словам, «не находиться на задворках больших художников». В год принятия в Союз художников Александр Пантелеев побывал на выставке рисунков Пикассо в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, и знакомство с работами основоположника кубизма открыло для него новые перспективы.

Постепенно родился метод, который сам Пантелеев шутливо называл «моя косоугольная живопись»: его полотна будто сложены из разных геометрических форм. Такой «поворот» в творчестве не вызвал понимания критиков, был даже момент, когда над Пантелеевым нависла угроза исключения из Союза художников. Но именно эта «косоугольность» стала в итоге главной чертой его художественного почерка. Монументальные полотна второго периода творчества составляют экспозицию второго этажа. Приемы театральной условности, хорошо знакомые Пантелееву по работе сценографа, нашли отражение в его крупных станковых работах. Их иносказательный, символический язык настраивает на философское осмысление мира, раскрывает глубину размышлений о сущности жизни, красоте природы и величии истории. Природная и индустриальная тема у Пантелеева развиваются параллельно и дополняют друг друга. Ожившие «роботочеловеки» его индустриальных картин говорят о мощи человеческого разума, о хрупкости того, что созданного руками человека, а порой и об опасности «техничного» отношения к жизни и природе.

Богатое творческое наследие художника в рамках одной экспозиции представлено с впечатляющей полнотой. Как рассказала Ирина Балашова, на этой выставке ей хотелось показать «гармоническую вселенную Пантелеева». Многие его работы часто экспонируются и хорошо известны вологжанам, но в новом пространстве и новом контексте каждая из них читается по-новому, раскрывает свои новые смыслы.

Выставка живописи Александра Пантелеева работает в галерее «Красный мост» до 22 октября ежедневно, с 10.00 до 18.00, в воскресенье до 16.00, выходной день – пятница. Адрес: Набережная VI Армии, 143. Вход свободный.

В ближайших планах галереи современного искусства «Красный мост» – открытие Школы изобразительного искусства (1 октября), выставки работ Светланы Богатырь (2 ноября) и Алексея Ланцева (14 декабря).

Теги: Александр Пантелеев, Красный мост
Светлана Гришина

Новости по теме