12+

«Мост культур» навсегда связал Вологду и Уфу благодаря творчеству Пантелеева, Крыжевского и Копьева

Александр Пантелеев, Ян Крыжевский и Михаил Копьев вновь «встретились» в Вологодской картинной галерее. Уфимские художники, каждый с оригинальным мировоззрением, индивидуальной концепцией творчества, переехав в северный патриархальный город в 70-е и 80-е, буквально всколыхнули местную творческую среду. На выставке «Мост культур», открывшейся в Доме Корбакова, три мастера снова предстают перед зрителем, предлагая задуматься о связи городов и поколений, прошлого и современности, искусства и самой жизни.

Первым по приглашению Владимира Корбакова переехал в Вологду Александр Пантелеев (1932 – 1990). В 1986 году уже состоявшийся, известный художник прибыл в областную столицу. Пантелеева дважды избирали председателем Вологодского отделения Союза художников. Молодых авторов сразу привлекла его открытость, его «умение мыслить живописью» – глобально и глубоко. Вслед за Пантелеевым приехал Ян Крыжевский (род. 1948). Противоречивый, смотревший немного свысока, погруженный в собственную живопись, в поиски удовлетворявшего его творческого метода, тем не менее, он не был оторван от местных авторов: Крыжевский возглавил молодежную секцию Вологодского отделения СХР. Михаил Копьев (1947 –2017) появился в Вологде в 1986-м. Его талант раскрывался в сложные для страны девяностые. Также как и Пантелеев, один созыв он был председателем Вологодского отделения Союза художников.

Все трое представляли разные направления в развитии искусства. Пантелеев интересовался мировыми тенденциями в живописи. Социалистический реализм, который пропагандировался в стране, особенно в 1950-е годы, к тому времени не устраивал ни художников, ни общество. Авторы пытались найти выход из творческого тупика, стремились освоить западные направления, обращались к русскому авангарду. Пантелеев хорошо знал и кубизм, и импрессионизм, и древнерусскую живопись, и классицизм XVII века. При этом он отлично владел техникой соцреализма, эта была важная база его творчества. И в его произведениях эти опыты зарубежной и русской живописи синтезировались, подарив зрителю настоящие шедевры. Пантелеев известен как выдающийся мастер индустриального жанра, но это был и пейзажист-лирик, и создатель многослойных композиций на тему культуры и искусства. Вологодская архитектура органично вошла в его живопись, местные друзья-художники называли его «знатоком универсального толка», человеком высочайшего интеллектуального уровня. 36 произведений Пантелеева и уфимского, и вологодского периодов дают представление о масштабе этой личности.

Творческий метод Яна Крыжевского называли по-разному: «документальный романтизм», «фотореализм», «метафизический реализм», «гиперреализм», и все эти определения были верны. Со всей полнотой художественной точности отражения материального мира он стремился показать интересовавшие его внутренние стороны человеческой личности, мотивы, движущие человеком. Тщательно прорисованные и совершенно ясные на первый взгляд полотна скрывали надежды и страхи людей, особенно молодого поколения. «Крыжевский стал знаменит после картины «Новый день» с девушкой-строителем, сидящей на бетонной конструкции дома. За нее он получил премию Ленинского комсомола. А сама картина попала на обложку то ли «Работницы», то ли «Крестьянки» – ее знали все, вырезанная из журналов, она висела на стенах. Приятно, что эта работа Яна Юлиановича находится в фондах ВОКГ и представлена в центре зала Крыжевского на этой выставке», – рассказала Ирина Балашова, куратор, замдиректора картинной галереи по науке. Многие видят в «Новом дне» христианские мотивы, что для 1976 года – довольно смелый ход. Но большинство полотен Крыжевского именно такие – неоднозначные. В 1980-е он назвал свое направление в живописи «трансреализм», обозначив вектор развития для многих молодых авторов. В Вологде он начинает писать «пейзажи с высоты», рассказала искусствовед Любовь Соснина. Крыжевский был смел и энергичен, ему всегда было мало пространства – отсюда и попытка приподняться, взлететь, посмотреть на мир сверху. Картинная галерея на выставке показывает почти всю имеющуюся коллекцию Крыжевского, человека сложной судьбы, два десятилетия жившего в эмиграции в США, вернувшегося на родину в 2014-м, несомненно, мастера с оригинальным творческим мышлением.

Михаилу Копьёву было суждено продолжить и развить дело «интеллектуального преображения», начатое его коллегами. Копьев явился сторонником, преданным учеником русских художников-академистов XIX века и развивал жанр исторической картины, исторического портрета. Копьев был известен и как замечательный художник-анималист. И, конечно, лучшими его работами стали историко-мифологические картины, произведения на религиозную тему. Философские, исповедальные, пространственные полотна – попытка обратиться к вечным ценностям и вечным вопросам человеческого бытия. На выставке – 20 картин Копьева и 11 дружеских шаржей на вологодских художников и искусствоведов.

Выставка «Мост культур» открыта в Доме Корбакова до 25 февраля (Вологда, ул. Октябрьская, 13).

Юлия Шутова