12+

Книжная выставка о судьбе русской деревни в 20 веке открылась в рамках Беловских чтений

Крестьянский и земельный вопрос для нашей страны во многом является судьбоносным. В течение длительного времени Россия представляла собой аграрную страну со значительным преобладанием сельского населения, и еще 70-80 лет назад в российских деревнях проживало более 70 % людей. Поэтому выражение «все мы родом из деревни» (пусть и не напрямую) актуально буквально для каждого россиянина.

Крестьянская тема всегда вызывала пристальный интерес различных специалистов – историков, экономистов, политологов, юристов, филологов, психологов и др. Однако судьба крестьянства, его положение в России были проблемой, далеко выходящей за экономические рамки. Это была проблема и нравственная. И конечно, драматическая судьба крестьянина, его уклад жизни и мировоззрение не могли не найти отражение в русской литературе.

Уникальным явлением русской культуры второй половины XX столетия стала так называемая деревенская проза. Одним из ее родоначальников, а в последствие лидером стал Василий Иванович Белов. «То, до чего Глеб Успенский досмотрелся пытливым взглядом доброжелательного стороннего наблюдателя, – власть земли, – то через восемьдесят лет Василий Белов бесхитростно излил нам из своего крестьянского естества, из своей души и опыта. Из чего вырос, о том всем написал, этого не сочинить», – писал о повести Белова «Привычное дело» Александр Солженицын. Лад и трагедия русского крестьянства стали главными темами творчества Белова. Этим же вопросам посвящена и выставка в областной научной библиотеке, открывшаяся в рамках Беловских чтений.

Самый обширный ее раздел рассказывает об аграрных преобразованиях в ХХ веке. Здесь представлены монографии, очерки, полемические статьи, сборники документов и материалов, касающиеся истории крестьянства. Особое внимание уделено столыпинской аграрной реформе, участию крестьян в выступлениях против советской власти в первые годы после революции и в годы Гражданской войны, времени коллективизации и подвигу вчерашних крестьян, ставших солдатами на фронтах Великой Отечественной войны.

Отдельные части выставки рассказывают о культуре и быте русского крестьянина, о родословии вологодской деревни, о творчестве писателей-деревенщиков. Филологам будет интересна книга А. Топорова «Крестьяне о писателях». Это первый и единственный в мире опыт крестьянской критики художественной литературы. В ее основе лежат стенографически записанные Топоровым высказывания крестьян о произведениях художественной советской прозы и поэзии 1920-х годов, а также о творчестве А. С. Пушкина.

В разделе «От первого лица» представлены книги, куда вошли воспоминания, письма и дневниковые записи простых деревенских жителей. Они ярким и образным языком рассказывают о важных событиях истории нашей страны – о коллективизации, сталинских репрессиях, о голоде в деревне, потерях близких в годы Великой Отечественной войны, о насильственном переселении в связи со строительством Волго-Балта. Это ценнейшие исторические, этнографические и фольклорные источники, раскрывающие отношения крестьянства к власти и религии, их мировоззрение и уклад жизни.

Взгляд писателей и ученых на судьбу русского крестьянства порой существенно различается. Организаторы выставки дали возможность высказаться и тем, и другим. Своим видением вопроса поделились доктора исторических наук Михаил Безнин и Татьяна Димони и писатель, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Ехалов. Так, Анатолий Константинович убежден, что, несмотря на существенные проблемы в сельском хозяйстве, крест на деревне ставить рано. Сегодня А. Ехалов вместе с режиссером Валерием Татаровым снимает документальный фильм о Николае Васильевиче Верещагине – инициаторе крестьянского «артельного маслоделия», выросшего в крупнейшее кооперативное движение России. Именно такие люди – образцы подлинной преданности своему делу.

Доктор исторических наук Михаил Безнин отмечает, что прежняя крестьянская жизнь со всеми ее атрибутами безвозвратно ушла. Но при этом современное поколение должно помнить свою историю и чтить традиции предков. «Сегодня я признаюсь себе, что многие воззрения Белова как писателя, как человека, чувством познающего действительность, были не менее точны, а порой и более справедливы, обоснованы, чем те взгляды, которые в советскую эпоху были присущи исторической науке».

Выставка работает в заде № 13 ВОУНБ (М. Ульяновой, 1).

Влада Кустова