12+

Взять паузу для неторопливого созерцания призывает художник Виктор Седов

Самобытный, своеобразный, уникальный – эти слова чаще всего звучали на открытии выставки Виктора Седова «Осеннее созерцание». Действительно, любому зрителю, хоть немного знакомому с творчеством вологодских художников, достаточно одного взгляда, чтобы узнать работы Виктора Седова.

Выставка в Доме Корбакова приурочена к предстоящему юбилею художника – 12 декабря Виктору Константиновичу исполнится 75 лет. Экспозиция знакомит с его новыми работами и напоминает о ярких этапных картинах автора.

Виктор Седов пришел в живопись из реставрации – 10 лет (до 1978 года) он работал в Вологодских реставрационных мастерских. Хотя тяга к изобразительному искусству была еще в детстве. С 14 лет он занимался в изостудии при ДКЖ у художника Евгения Гусева; после окончании истфака окончил курсы ВГПИ по специальности «преподаватель черчения и рисования» и несколько лет преподавал в школах города. Затем учился в Костроме на специализированных учебно-практических курсах МК РСФСР по специальности «реставратор фресковой живописи». Есть у художника и творческие гены: его отец выпускник Ярославского художественного училища, а в семье матери были потомственные иконописцы.

Придя в живопись в 1978 году, как большинство художников своего поколения Виктор Седов прошел через увлечение Сезанном и другими постимпрессионистами, авангардистами первой трети XX столетия. Найти свою тему, пластику и изобразительный язык ему помогла реставрационная практика, связанная с обращением к произведениям древнерусской иконописи.

«Существует столько разных -измов, но ни к одному из них нельзя причислить творчество Виктора Седова. Он нашел себя в своеобразнейшем стиле, который не присущ больше никому», – убежден председатель вологодского отделения СХР Николай Мишуста.

Искусство Виктора Седова глубоко символично и философично, оно призывает зрителя обратиться к миру духовному, задуматься о высших ценностях. Персонажи его картин не отличаются статью и внешней красотой: их землистые лица покрыты морщинами, а спины сгорблены. Но для художника важнее другое – их внутреннее содержание и величие. «Все его герои – суть одно лицо зрелого человека, знающего боль и утраты, мудро взирающего на мир и людей. Он избирает свой «архетип» человека, прообраз которого можно найти в русской крестьянской иконописи и народном лубке», – пишет исследователь творчества Виктора Седова, искусствовед Любовь Соснина.

«Мы привыкли к его языку, знаем, что это яркий, узнаваемый художник, наделенный особым темпераментом. Он сам нас приучил к тому, что его герои напоминают странников-пилигримов в старых рубищах, простоволосых и босых, идущих из одного поселения в другое, чтоб донести до всех заветное слово. Что его натюрморты одновременно похожи и не похожи на натуру (но как ярко они ее передают!). Что в его похоже-непохожих пейзажах природа, казалось бы, статична, но ее внутренние движения настолько мощны, слово в них шумит время, а не просто ветер. Всегда оставаясь самим собой, он каждый раз иной – опять и опять нас чем-то поражает и будоражит», – отмечает Любовь Георгиевна.

О том, что творчество Виктора Седова дарит не только эстетическое, но и огромное интеллектуальное удовольствие, говорила на открытии выставки искусствовед Ирина Балашова. При этом художник сознательно не стремится к разнообразию и оригинальности сюжетов. В его редких пейзажах и натюрмортах не меньше глубины и смысла, чем в практически житийных сценах крестьянского труда. Как и его друг художник Генрих Асафов, Виктор Седов возводит труд крестьянина в ранг великих, вечных событий. «Все работы Виктора Константиновича мощные, сильные, они излучают невероятную энергию», – отметила Ирина Борисовна.

Выставка «Осеннее созерцание» – первая (камерная) часть большого выставочного проекта к юбилею художника. В марте-апреле 2019 года монументальные работы художника покажет галерея «Красный мост».

Влада Кустова