12+

Историк Уильям Брумфилд обеспокоен судьбой деревянной церкви Ильи Пророка в Белозерске

В начале ХХ века российский фотограф, химик, изобретатель и общественный деятель Сергей Прокудин-Горский разработал метод трехцветной съемки, став родоначальником цветной фотографии в России. С 1903 по 1916 год он путешествовал по Российской империи и сделал более 2000 цветных фотографий, снимая старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В 1918 году он покинул Россию и переселился во Францию, взяв с собой большую часть своей коллекции негативов. После смерти фотографа в Париже в 1944 году его наследники продали коллекцию Библиотеке Конгресса США. В начале XXI века библиотека оцифровала коллекцию Прокудина-Горского и сделала ее доступной для широкой общественности. На ряде российских сайтов теперь есть версии коллекции. В 1986 году архитектурный историк и фотограф Уильям Брумфилд организовал первую выставку фотографий Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса США. За период работы в России, начиная с 1970 года, Брумфилд сфотографировал большинство архитектурных памятников, которые за несколько десятилетий до этого запечатлел на своих цветных фотографиях Прокудин-Горский. Один из таких памятников  – деревянная церковь Ильи Пророка в Белозерске.

Деревянная церковь в Белозерске, запечатленная Прокудиным-Горским: сохранится ли она?

Город с древнейшей историей

Белозерск, расположенный в Вологодской области на берегу Белого озера, является одним из древнейших городов России. Первое летописное свидетельство о нём датируется 862 годом, когда под названием Белоозеро город упомянут как один из пяти городов, участвовавших в призвании варягов Рюрика, Синеуса и Трувора править славянами. Расположение города на Белом озере менялось, свое нынешнее место он занял в конце XIV века. В XV веке по мере усиления власти Москвы Белозерск приобрел стратегическое значение в качестве оплота на северо-западной границе Московского княжества и его водных транспортных маршрутах. Великий князь Московский Иван III, оценив значение этого места, построил в 1487 году здесь большую крепость (кремль), земляные валы которой сохранились до наших дней.

В XV-XVI веках город расцветал, постепенно отстраивался и украшался каменными храмами. Впечатляющим памятником этого времени является крепостная церковь Успения, строительство которой началось в 1553 году на одной из самых высоких точек города. В годы правления царя Ивана Грозного Белозерск стал местом ссылки «врагов государевых». В конце XVI века город не миновали голод и болезни, случившиеся на большей части России. Период Смутного времени также принес в Белозерск разрушения от грабежа и мародерства. С возрождением торговли в XVII веке благодаря своему местоположение и природным ресурсам город вновь приобрел большое значение. Во время правления царя Алексея Михайловича в 1670-х годах в кремле был построен Преображенский собор. С основанием Санкт-Петербурга в 1703 году город оказался важным пунктом на пути, который вел через Неву в новую имперскую столицу. В XIX веке Белозерск расцвёл во второй раз, став важным пунктом Мариинской водной системы, которая соединила Волгу и воды Балтики, начинаясь на реке Шексна и достигая Невы в Санкт-Петербурге.

Архитектурные чудеса не должны затеряться в истории

В начале ХХ века Сергей Прокудин-Горский разработал собственный метод цветной фотосъемки, при котором использовалось три негатива. С 1903 по 1916 год он путешествовал по Российской империи и за это время сделал множество цветных фотографий архитектурных достопримечательностей, считая фотосъемку одной из форм просвещения. Летом 1909 года ему удалось получить от Министерства транспорта содействие в осуществлении съемки вдоль Мариинского канала. На фотографиях Прокудина-Горского, сделанных в Белозерске, представлены не только крепость и центральные соборы, но и один из самых примечательных ансамблей города: церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1740-1752 годах, и деревянная церковь Ильи Пророка, предположительно построенная в период между 1690 и 1696 годами. Прокудин-Горский сфотографировал их вместе с юго-запада, с Покровской церковью на переднем плане.

На фото Прокудина-Горского церковь Покрова Пресвятой Богородицы – это изящное строение в стиле простого провинциального барокко, с пятью куполами, с колокольней с западной стороны. На моих фотографиях, сделанных спустя много лет, видно, что от колокольни ничего не осталось, а церковь, подвергшись вандализму и разрушениям, пришла в абсолютный упадок без возможности восстановления.

В отношении церкви Ильи Пророка, которая считается национальной достопримечательностью, надежды на реставрацию сохранились. Этот храм является историческим свидетельством того, что русская архитектура начиналась с деревянного зодчества. Для реставраторов фото Прокудина-Горского, сделанные с близкого ракурса, и мои фотографии конца 1990-х годов имеют большую ценность.

Деревянная церковь Ильи Пророка поднимается тремя ярусами от кубовидной базы (четверика) до большого купола, который хорошо виден с юго-западного угла кремля. Основная часть строения была срублена «в обло», оба верхних яруса – из бруса «в ус», алтарь – из круглого леса «в лапу». С западной стороны поставлен тесовый притвор.

Внутри храма бревна ровно стесаны – так, чтобы создать поверхность, которую можно было бы разрисовать. Восточную стену четверика занимал пятиярусный иконостас – пять рядов икон, которые на уровне второго яруса заворачивались на северную и южную стены. Иконы, ровесницы храма, написанные в конце XVII века, в советский период были перемещены в Белозерский музей, но большинство из них впоследствии были перевезены в соседний Кириллов для размещения в экспозиции музея Кирилло-Белозерского монастыря.

В верхней части главного куба храма устроено каркасное перекрытие в виде пирамиды, с квадратным изображением Христа на «небе». Мне посчастливилось сфотографировать интерьер этого шедевра в 1999 году, включая роспись распятия на главной панели.

В течение десятилетий храм был закрыт, этому замечательному памятнику грозил упадок из-за отсутствия ремонта. В 1970-х годах был осуществлен проект реставрации фасада церкви, и помещение вернули в пользование в качестве музея. Однако длительное отсутствие технического обслуживания привело к дальнейшему ухудшению ситуации, включая угрозу просачивания грунтовых вод. Были запланированы работы по основательной реставрации храма к празднованию 1150-летия Белозерска в 2012 году. Здание было разобрано в 2010 году, но после планы реставрации оказались не в приоритете.

Сохранение этой редкой и древней церкви должно иметь первостепенное значение. Это самое яркое сохранившееся напоминание о том, что на протяжении большей части своей истории Белозерск был городом деревянных сооружений, в том числе церквей, красоту которых мы теперь можем только представить.

Начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики Белозерского района Елена Копылова в интервью cultinfo 2016 года призналась, что приостановление реставрационных работ на Ильинской церкви – больная для всех белозер тема: «Это редкий образец деревянного посадского храма конца XVII века. Уникальная особенность интерьера Ильинской церкви – росписи, выполненные прямо по бревнам. Реставрация этого памятника методом полной переборки началась в 2012 году – и до сих пор не доведена до конца. Это настоящая рана, нанесенная Белозерску! Церковь была важной высотной доминантой города, и ее утрата серьезно изменила его облик». В отделе культуры подчеркнули, что делают все возможное, чтобы вопрос реставрации церкви наконец решился: пишут обращения, поднимают эту тему на различных совещаниях.  В июле 2018 года вопрос о судьбе Ильинской церкви был поднят на совещании по развитию туризма в Белозерском районе, которое проходило под председательством заместителя губернатора  области Олега Васильева. Замгубернатора отметил, что Ильинская церковь как памятник историко-культурного наследия федерального значения находится в ведении Минкультуры, однако правительство области прилагает все усилия для возобновления реставрации церкви. И в ближайшей перспективе работы в этом направлении активизируются.

В журнале «Наследие народов Российской Федерации» № 2/3 2018 год (журнал был выпущен к Всероссийскому съезду по охране памятников, проходившем в Вологде в сентябре) опубликована статья «Судьба храма в Белозерске», ее автор – Юлия Мартемьянова, консультант Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области: «В 2018 году за счет средств областного бюджета заключен госконтракт на доработку проекта и уточнений методики продолжения реставрационных работ. И в дальнейшем, по согласованию с Минкультом, планируется выделение средств федерального бюджета на завершение ведущихся работ по реставрации белозерского шедевра деревянного зодчества. Сохранившийся иконостас насчитывает 124 иконы, которые в настоящее время находятся в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника». 

Уильям Брумфилд, редакция cultinfo.ru