«Мне хотелось оставить о себе память. Я всегда говорил, что искусство – это борьба со смертью. Жизнь для меня – это лишь способ рисовать», – говорил народный художник России Владимир Корбаков. Пять лет назад, 28 октября, мастер ушел из жизни, но его друзья и коллеги постоянно вспоминают «своего Корбакова».

Покиньте галерею:

«Знакомство Владимира Корбакова с картинной галереей состоялось в 1954 году, – рассказывает Светлана Корбакова, супруга художника, заведующая Домом Корбакова. – В феврале 1954-го в картинной галерее открылась первая экспозиция. Владимир Николаевич в это время находился в Вологде на каникулах – он учился в Суриковском институте – и пришел на открытие выставки. На нём, как он сам говорил, были валенки разного цвета, старенькая военная шинель и шапка-ушанка с одним загнутым ухом. И Семен Ивенский, директор картинной галереи, попросил его покинуть помещение, посчитав за бомжа. Тогда такого слова, может быть, и не было, но Ивенскому показалось, что это не самая приличная одежда для нового учреждения. Когда на следующий день Семен Георгиевич вышел из галереи на задний двор, он увидел того самого молодого человека, который стоял и писал Кремль. Они познакомились, и с той поры Владимир Николаевич стал большим другом картинной галереи и самого Семена Георгиевича. А работу эту Ивенский купил за довольно приличные деньги, и сейчас она находится в фондах ВОКГ».

Художник на все времена:

«Корбаков – это художник на все времена, – считает председатель Клуба любителей искусства Владимир Воропанов. – В действительности тех, кто хорошо знает творчество этой исключительной талантливой личности, не так много. Корбаков из жизни переходит в легенду, в свод преданий о бытовании вологодской культуры последних десятилетий. Это не художник одной темы, одного жанра или одной картины. Он ярый живописатель сложного российского умонастроения второй половины XX – начала XXI веков. Тут и вера и неверие, оптимизм и трагедийность, партийность и аполитичность, авангардизм и неоклассика. Многие до сих пор не могут простить Корбакову неоднозначности самовыражения».

Вологда и Париж:

«Корбаков с Ивенским мечтали, чтобы в картинной галерее была мраморная лестница, и ведь она была сделана в Воскресенском соборе, – вспоминает Ирина Балашова, и.о. директора ВОКГ. – Я всё время думаю, что же такое Корбаков сделал для Вологды, не считая, конечно, огромного количества картин, многочисленных выставок и работы, связанной с галереей. Он сделал Вологду маленьким Парижем. Именно при нем мы перестали чувствовать себя в захолустье, в провинции, потому что в гости к Корбакову отовсюду ехали именитые художники. Он позволял нам мыслить и чувствовать на уровне столицы, а не маленького города. И еще – всегда поражало, что этот состоявшийся мастер не пропускал ни одной городской выставки. Глядя даже на картины молодых авторов, он говорил: «Я у них учусь». Чему мог начинающий художник научить такого мэтра? Может быть, дерзости, свежести. И Корбакову всегда новые имена были интересны».

Символ вологодского искусства:

«Почему так много людей, но так мало художников? – рассуждает Николай Мишуста, председатель регионального отделения СХР. – Всё дело во внутренней творческой энергии, а этой энергией наделяет человека божественное провидение. И Корбаков получил эту энергию в избытке, потому его искусство такое притягательное и своеобразное, богатое по цвету, с особенными вибрациями. Корбаков – символ вологодского искусства, и он был абсолютно предан искусству, для него ничего не существовало на свете, кроме живописи и творческого самовыражения».

Про морское братство и поэзию:

«Самые яркие представители вологодской культуры так или иначе связаны с морем и военно-морской службой, – считает поэт, художник и моряк Леонид Юдников. – Баталиста Василия Верещагина Владимир Корбаков изобразил на мостике броненосца «Петропавловск» за несколько минут до гибели. Александр Яшин всю войну прошел в черной флотской шинели капитан-лейтенанта, они дружили с Владимиром Николаевичем – у Яшина есть посвящение Корбакову, а Корбаков написал портрет Яшина. Николай Рубцов был частым гостем мастерской художника, и мы помним, что Николай Михайлович шесть лет отдал флоту. Корбаков посвятил Рубцову несколько портретных работ. Вот такое «морское братство». Добавьте сюда капитан-лейтенанта ВМФ Василия Белова – известного соперника Корбакова по шахматам. Я познакомился с Корбаковым на открытии Вологодского морского собрания в 1996 году, решился подойти и подарил ему свой сборник, где в числе других были стихи, посвященные ему, и с этого момента началась наша дружба. Что касается Корбакова и поэзии, то это феноменальный случай для литературы, когда в 80 лет человек открыл в себе поэтический талант без всякого ученичества».

Вечер памяти Владимира Корбакова завершил «художественный сюрприз» – гостям показали дипломную работу мастера, созданную по окончании учебы в Суриковском институте. «В отпуске» находится в фондах Череповецкого музейного объединения почти с момента создания, и для жителей областной столицы картина является практически неизвестной.

Читайте также: Владимир Корбаков: «Дарю людям надежду»

Теги: Владимир Корбаков, ВОКГ
Юлия Шутова

Новости по теме