12+

«Северное лето» в Доме Корбакова: гобеленами Екатерины Громцевой могут полюбоваться вологжане

Близкое сердцу, вдохновляющее и такое теплое «Северное лето» вологжане увидят в Доме Корбакова на выставке гобеленов череповецкой художницы и искусствоведа Екатерины Громцевой.

Она мастерски сочетает древнее искусство западноевропейской шпалеры и традиции северного русского ткачества. На выставке Екатерина Громцева представила около 40 произведений, многие из которых созданы в живописном месте Литвиново близ Череповца.

Деревенские мотивы прослеживаются в ее работах «Баня», «Чердак», «Дверь». Интересен по фактуре и с точки зрения композиции гобелен «Красный сарафан». Вблизи можно увидеть лесок и стройный ряд ладных деревенских домиков, а если чуть отойти, на первый план выйдет девушка в пестром сарафане, и кажется, что именно она олицетворяет русскую деревню. С нежным румянцем, добродушная, щедрая, она целое озеро держит в лукошке – такой необычный авторский прием.

Интересно рассматривать и другие произведения мастерицы с реалистичными или сказочными сюжетами. Насыщенное цветом полотно «До свидания» точно таит в себе загадочную историю: девочка с зелеными волосами обнимает красавца-единорога и, похоже, вынуждена с ним расстаться.

Екатерина Громцева работает с шерстью, шелком, льном. Льняные нити придают гобеленам прозрачность, невесомость и кружевную воздушность.

«Сколько помню себя, люблю ткани. Всегда волшебниками казались люди, которые таинственным переплетением нитей создавали целые миры, где можно гулять и жить какой-то иной, не суетной жизнью. Видимо, эта любовь и привела меня в творчестве к гобелену. Мне кажется, гобелен стал органически родной русской техникой. Думаю, оттого, что мастеров ручного ткачества в деревнях можно встретить еще и сегодня, а полвека назад тканый на кроснах половик был обычным предметом домашнего обихода. Лучшие ткачихи создавали невероятно ритмичные красивые вещи, нередко вводя в дорожку рисунок. Простое полотняное переплетение, как в шпалере, так и в половике позволяют в некоторой мере привносить ткацкие приемы одной техники в другую. А мини-гобелен сейчас – довольно распространенное женское рукоделие, когда несложные рисунки обогащаются фактурой и красотой шерсти», – рассказывает Екатерина Громцева.

В ее работах сохраняется «ритм дорожки» и виден индивидуальный стиль, когда автор намеренно выпускает из гобелена нити и оставляет их «на свободе» или слоями укладывает полотно, создавая объем. В произведениях нет «чистого цвета», однотонности, Екатерина Громцева замысловато смешивает оттенки, создавая живописную палитру. Отлично угадывается замысел автора в триптихах, когда сюжет с одного полотна плавно перетекает в другой.

«Современный гобелен по скорости плетения не может отвечать моде. И это говорит об определенной неспешности процесса. На создание одной работы уходит от месяца до трех и больше. Наверное, в этом и есть вдохновение, ведь автору удается отдохнуть от городской суеты, уйти от повседневных забот, забыть о мелочах», – считает куратор выставки Марианна Мурашева.

Принято считать, что искусство гобелена – это искусство больших залов. Работы Екатерины Громцевой представляют собой живописные, яркие полотна с интересными сюжетными линиями. Они, действительно, могут стать настоящим украшением стен, например, в театре или в филармонии.

Кристина Страмова