12+

Спектакль «Шинель» по повести Николая Гоголя поставили в Вологодском ТЮЗе

По-своему рассказали историю маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина артисты Вологодского театра для детей и молодежи. Премьера спектакля «Шинель» состоялась накануне на малой сцене театра.

Первое, о чем хочется сказать – в спектакле Акакий Акакиевич (Василий Лимонов) из типажа, нарисованного Гоголем, превращается в живого человека. Причем человека довольно молодого и по-своему обаятельного, которому сочувствуешь и сопереживаешь не только с общечеловеческих позиций, но и как-то лично. Вместо глуповатого и недалекого титулярного советника предстает образ по-детски наивного, чудаковатого мечтателя – несмотря на приземленность и «вещественность» его мечты (собственно, самой шинели).

Так же, как сам Башмачкин, становятся реальными и «населяют» спектакль образы других персонажей. Некоторые из них целиком выдуманы авторами постановки. К примеру, вместо мельком упоминающейся в повести квартирной хозяйки, 70-летней старухи, появляется очень симпатичная и питающая нежные чувства к своему квартиранту хозяйка Анисья (Алла Петрик), а безымянная жена-немка портного Петровича превращается в колоритную сваху (Елена Авдеенко), у которой ноги «нужны для скорости», а голова полна матримониальных планов по устроению судеб знакомых холостяков.

По ходу действия обращают на себя внимание множество интересных задумок и находок режиссера, художника, артистов. Летающие в темноте буквы, к которым каллиграф Башмачкин относится как к живым («некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его», - читаем у Гоголя), изобретательная сценография (художник-сценограф Юлия Моисеева): появляющиеся из незаметных ниш стулья трансформируются то в конторку писаря, то в стол портного, то в кровать, а между превращениями служат полноценными «партнерами» в причудливых танцах героев (хореограф – Наталья Петрова-Рудая). Таинственные па неких существ в серых одеждах (мысленно назвала их мойрами, ткущими нить безрадостной жизни Акакия Башмачкина, а в конце безжалостно ее обрывающими), а также эксцентричные танцевальные пассажи сослуживцев героя и женской половины чиновничьей вечеринки создают очень необычный эмоциональный фон спектакля.

Сама шинель – сначала старая, заплатанная, серая, а затем (настоящий шедевр портновского искусства) – новая, летящая, сверкающая – становится в спектакле многозначным символом. В прямом смысле – одёжки, по которой встречают, в переносном – мечты и цели, наполняющей жизнь смыслом. Надев обновку, Акакий Акакиевич, до этого существующий на коленях (это замечательно сыграно артистом), становится как будто выше ростом. В его мыслях, озвученных вслух, появляется смелость, даже – дерзость, когда он подумывает о головокружительной карьере, которая может открыться ему. И, странно сказать: зрителю в этом месте нисколько не смешно. Мечты маленького человека в новой шинели о царском троне звучат вполне убедительно, им веришь.

Спектакль производит очень хорошее впечатление. Знакомый со школьных лет сюжет в интерпретации ТЮЗовцев становится яркой, интересной, современной (а, скорее, вневременной) историей. Заставляющей и посмеяться, и взгрустнуть, и задуматься. А еще – перечитать повесть Гоголя и сравнить впечатление от спектакля с прочитанным.

Поставил спектакль режиссер Александр Чупин, он же написал инсценировку повести. «Шинель» стала его дипломной работой – Александр сейчас заканчивает режиссерские курсы в Ярославском театральном институте (курс народного артиста Александра Кузина). Но в режиссерском деле Чупин далеко не новичок: он является автором целого ряда спектаклей в вологодских театрах.

Александр рассказал, что побудило его обратиться к гоголевской «Шинели»: «Сама тема, поднятая в этой истории, очень современна – департаменты и чиновники, эта пресловутая служебная лестница. Но, конечно, главной для меня здесь является проблема художника – белой вороны в нашем обществе и нашей системе. Как он выживает? И может ли он выжить? И мне важно было сделать Акакия Акакиевича молодым, почти ребенком, наивным, с открытой душой, поэтом, художником, занимающимся искусством каллиграфии. И форма, в которой мы говорим об этом, тоже мне близка – гротеск, фантасмагория, трагикомедия. Именно в такой форме можно и нужно говорить о таких сложных и таких понятных вроде бы вещах».

Ближайший показ спектакля состоится 25 ноября в 18.00. Вологодский театр для детей и молодежи приглашает на премьеру взрослых и подростков, изучающих «Шинель» в школьной программе.

Елена Легчанова