Заслуженный художник России Александр Шебунин встретился с вологжанами в Музее-квартире Василия Белова. Разговор «о жизни, творчестве и судьбе» был приурочен к акции «Ночь искусств». Скульптор признался, что впервые посетил квартиру Василия Ивановича, чем очень горд.

«Дарю надежду лоботрясам и двоечникам»

Путь Александра Шебунина в искусство не был простым, но 70-летний скульптор вспоминает об этом с юмором.

Родители Шебунина познакомились в Германии в послевоенное время и сразу после свадьбы уехали на родину матери, в деревню Горелухово Курской области. Там 2 апреля 1948 года у них родился сын. Спустя два месяца семья переехала на Русский Север, в деревню Прилук Архангельской области, откуда был родом отец Александра Михайловича. Затем Шебунины обосновались в Великом Устюге, где и прошло детство будущего скульптора.

«Учился я в 10-й школе, сначала хорошо – до 4 класса, потом – никуда не годно, в 9-й класс меня не пустили. Папа, видя мои «успехи», сказал: «Раз голова у тебя не работает, иди-ка ты в ПТУ, работай руками». И пошел я с горя в 11-й ПТУ и, как и Василий Иванович, стал столяром-плотником». Закончив ПТУ в 17 лет, Шебунин три года работал на стройках и параллельно учился в вечерней школе. В 20 лет поступил в строительный институт в Архангельске – «мосты и дороги» – но бросил через три месяца.

«Понял, что это не моё, хоть и армия грозила. Может, сейчас намного богаче был бы, всё-таки «мосты и дороги», – иронизирует скульптор. – Но тогда я четко осознавал: сколько бы усилий не пришлось прикладывать, я обязательно стану художником. Лет с 14-ти ходил постоянно с маленьким блокнотом и делал зарисовки, но о том, что хочу быть художником, тогда никому не говорил».

После трехлетней службы на Северном флоте Александр Шебунин поступил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановка). «И теперь я всегда лоботрясам и двоечникам даю надежду – говорю, вот ребята, я, бывший двоечник, окончил Строгановку, один из 200 выпускников с красным дипломом». После учебы Шебунин вернулся в Устюг, где год преподавал в художественной школе. О городе он всегда говорит с теплотой: «Сейчас я уже могу осознать, что город оказал большое влияние на мою личность. Великий Устюг сохранил архитектуру XIX века, атмосферу чеховских времен, неспешный уклад, основательность. Даже в те годы там был богатый музей, мы познакомились с известным мастером северной черни, художником Евстафием Шильниковским». В 1978-м Шебунин с семьей переехал в Череповец.

«Петра Николаем покрыли», или «Любой памятник просто так не установишь»

Александр Шебунин – автор памятника Николаю Рубцову в Вологде на Советском проспекте. Вспоминая те годы, скульптор говорит: это сейчас кажется, что поэт там стоял всегда, а вологжане были рады монументу.

«Республиканский конкурс на создание памятника Рубцову объявили в 1992-м году. В нем принимали участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Горького, Вологды и Череповца. Жюри рассмотрело около 20 проектов. Я сначала участвовать в конкурсе не хотел. Я не знал, как передать тихую задушевную ноту Рубцова, его неброский образ. Как поставить на постамент этого человека, чтобы это было естественно? Ведь на постамент кого ставили? Героя, того, кто уже «маяк». Уговорил меня вологодский художник Валентин Ермолин. Вариантов у меня было почти два десятка – в полный рост, сидящий, стоящий, даже обнаженный (понятно, что это бы сочли кощунством). В содружестве с архитекторами Германом Виноградовым и Юрием Пахомовым я представил три варианта: первый – маленькая статуэтка, второй Рубцов был в полный рост в рубашке, третий – в пальто, но без чемоданчика. Жюри решило первую премию не присуждать, а дать три вторых, и пусть отмеченные авторы соревнуются между собой дальше. Но выяснилось, что все три вторых премии получили мои варианты. И сказали мне: работай дальше. Это был 92-й, а памятник, как вы знаете, мы установили только в 98-м».

Места для установки предлагали разные. Василий Белов, например, рассматривал привокзальную площадь. Для выбора места была создана комиссия, и во время осмотра города писатель Виктор Коротаев, возможно, неожиданно и для самого себя подсказал верный вариант. «Вылетали из Виктора Вениаминовича порой театральные фразы. Когда мы подошли к месту, где сейчас стоит Рубцов, он сказал: «Вот здесь поэт познакомился со своей убийцей!». И чемоданчик в руке поэта появился благодаря именно выбранному месту, что придало, на мой взгляд, его образу некую проникновенную правдивость и возвышенность. Реакция была разная, и слухов было много – чего только не говорили. «Петра Николаем покрыли», – даже так в газетах писали. Не нравилось и то, что скульптор не столичный. В общем, смута пошла. Но это нормально – любой памятник так просто не установишь – не будут все рады, в лучшем случае половина. Я их 20 установил, и поверьте, ни один так просто не обошелся».

«Васю-то Белова у нас хорошо знают, да плохо слушают»

В Музей-квартиру Василия Белова скульптор приехал с подарком – он вручил музею одну из первых работ, посвященных писателю. Бюст Василия Ивановича был создан в 2002-м году.

«Как всё началось – история интересная. В то время в мастерскую ко мне приходили многие писатели, и однажды я лепил с натуры портрет Александра Брагина. А он чем-то Василия Ивановича напоминал. И вот леплю я, а в мастерскую заглядывает художник Борис Белянин. Я работаю, он стоит и внимательно смотрит. А потом тихо спрашивает: «А это не Василий Иванович?». Я говорю: «Да, он». Походит он к Брагину и приветствует: «Василий Иванович!». Саша быстро смекнул и отвечает: «Да, что вы хотели спросить?». Посмеялись мы в итоге. А потом я портрет Василия Ивановича вылепил – и в этом музее для него будет самое лучшее место. А потом... вырезал его из дерева – был у меня тополь – и впервые хотел показать его здесь, в Вологде, на одной из областных выставок, но на выставкоме у меня работу не приняли. Я дорезал кое-что еще, надписи добавил. На памятнике, который установили в Харовске, есть слова местных жителей: «Васю-то Белова у нас хорошо знают, да плохо слушают». И сегодня вряд ли кто-то прислушивается в должной мере к тому, что он писал. То, что во главе угла всегда стоял человек, его моральный дух и здоровье – это у Белова всегда прочитывается. В общем, был этот портрет на крупных выставках, он и в альбомах напечатан».

После смерти писателя харовчане захотели установить памятник Василию Белову и обратились к скульптору. Монумент был установлен 25 октября 2017 года в Харовске. А деревянная скульптура писателя находится в харовской Центральной библиотеке.

Теги: Александр Шебунин, Василий Белов, Николай Рубцов, музей-квартира Василия Белова
Юлия Шутова

Новости по теме