12+

Выставка «3: Фомичёв / Лопатина /Верещагин» открылась в арт-галерее «Красный мост»

Выставка организована совместно с московской галереей «Арт Лестница». Вологодский зритель впервые увидит этих художников – они совершенно разные, но уже с 2000 года выставляются вместе. Живопись и коллажи Галина Лопатиной отличаются тонкой проработкой цвета и формы и пристальным вниманием к деталям. Камерная бронзовая скульптура Евгения Верещагина – концентрированное выражение идей, эмоций и образов в пластике. Бумажные панно Владимира Фомичёва удивляют игрой с фактурой материала, многослойностью и многозначностью.

Куратор выставки Светлана Веселова отмечает, что творческое содружество столь разных мастеров придает их совместным выставкам дополнительный смысл и новую цельность: «Впервые я увидела их выставку в 2015 году в зале Союза художников на Кузнецком мосту – мне очень понравилось, как они друг друга дополняют, как они соединяются. Каждый из них абсолютно самодостаточен, но ведет с другим интересный диалог». Московские художники высоко оценили организацию экспозиционного пространства галереи «Красный мост».

Центральным в экспозиции стала работа, выполненная в рамках проекта «Мегаполис», инициатором которого стал Владимир Фомичёв. «В основе проекта – мысль о том, что художник является проводником идеи, которая диктуется ему свыше. Этот замысел мы реализовали в Москве в галерее «Нагорная». Каждый из участников должен был написать работу 2*2 метра, состоящую из 100 маленьких холстиков размером 20*20 сантиметров. Потом эти кусочки перемешиваются, комбинируются – и в результате создается нечто совершенно новое. Авторская цельность разрушается, и взамен ее появляется другая цельность. Изначально в проекте участвовало 11 авторов, и у нас получилось панно длиной 22 метра. Была идея продолжить проект: прокатиться с верховий Волги до Астрахани, в каждом большом городе подключая к проекту местных художников. Итогом должна была бы стать выставка одной большой работы. Возможно, мы еще вернемся к этой идее. На выставке в галерее «Красный мост» представлен вариант проекта, собранный из трех наших работ».

Искусствовед Мира Даен увидела в работах, представленных на выставке, прежде всего дизайнерские работы: «Это интересные поиски – фактуры, формы, материала, мотивов. Здесь нет никакого повествования – это те проекты, которые могли бы быть интересно воплощены в градостроительной практике». Галина Лопатина действительно имеет опыт художника-монументалиста: она участвовала в росписи храма Христа Спасителя в Москве. Однако Владимир Фомичёв не согласился с такой трактовкой – он считает свои работы, действительно производящие впечатление монументальных, абсолютно станковыми. Техника, в которой он работает, по его словам, родилась случайно: «Я готовился к выставке в Лондоне и вдруг задумался: а что останется от моей мастерской через много-много лет?.. Почему-то представились окаменелости птеродактилей и прочих древних животных. Сделал две работы, оттискивая на бумажной массе то, что было в мастерской, – любые предметы без всякого отбора. А потом все это вылилось в серию “Окаменелости эпохи примитивных машин”».

Работы Владимира Фомичёва действительно передают ощущение древности: фактура спрессованной бумаги имитирует поверхность камня, изображение как будто покрыто патиной и пылью. Художник делает свои панно из спрессованной бумажной массы: измельчает газеты, добавляет клей, взбивает бумажную массу миксером – и получается новый, податливый и пластичный материал, дающий четкие отпечатки любого предмета. «Бумагу я измельчаю так, чтобы оставались отдельные фрагменты с напечатанным текстом. Это привносит в работу дополнительный смысл: я в любом случае подвержен информации извне, она подспудно на меня действует, и я создаю произведения из той бумаги, которая несет эту информацию». Художник мечтает выставить свои панно не так, как выставляются станковые работы, а как экспонаты палеонтологической коллекции – в витринах, с боковым освещением. Это, по его мнению, усилит ощущение древности.

Выставка «3: Фомичёв / Лопатина /Верещагин» работает в арт-галерее «Красный мост» до 20 января 2019 года. Вход свободный, выходной день – пятница.

Светлана Гришина